Главная Новости Великий Устюг. Увертюра к большому путешествию

Великий Устюг. Увертюра к большому путешествию
28.07.2017 00:44

9-ust-01Великий Устюг - один из красивейших городов Вологодской области и всей России, жемчужина Серебряного ожерелья России, сохранивший свой неповторимый архитектурный облик и традиции; один из трех городов на севере (вместе с Новгородом и Ростовом), которые по праву называются Великими. Эпитет «великий» был добавлен к названию в конце XVI века Иваном Грозным, подчеркнувшим важность города как торгового центра. Город был родиной выдающихся землепроходцев и мореплавателей. Именно отсюда они уходили в свои в далеко идущие во всех отношениях походы на север и восток.
Много веков Великий Устюг удивляет своей самобытностью. В первозданном виде здесь сохранились богатейшие белокаменные монастыри, колокольни, многочисленные купеческие особняки прошлых веков, соборы с уникальными иконостасами. Великий Устюг славится  необычайной и удивительно красивой природой. Помимо всего он стал еще и «родиной» отечественного Деда Мороза. 
По крайней мере еще три места в окрестностях города заслуживают внимания путешественников. Это Дымковская слобода на противоположном городу берегу Сухоны, Троице-Гледенский монастырь, что в нескольких верстах к югу от города, и памятник природы «Опоки» - обнажение горных пород огромного геологического возраста к 70 километрах к западу.
На страницах журнала «Путешествуем по свету» мы скоро обратимся к этим и другим интереснейшим местам Великого Устюга и его окрестностей, а пока расскажем о нескольких достопримечательностях города. 

9-ust-89-ust-79-ust-5Секрет устюжской черни
Ювелирное дело в Великом Устюге превратилось в одну из основных форм художественной обработки металла и еще больше упрочило славу и без того знаменитых замечательных устюжских народных умельцев. Черненое серебро по праву занимает ведущее место в ряду многочисленных и разнообразных устюжских художественных промыслов. Период расцвета черневого искусства начался здесь примерно с середины XVIII в., когда устюжская чернь завоевала славу лучшей в России, а Великий Устюг стал центром так называемой "северной черни", которая сочетала блестящее мастерство исполнения с высокими художественными качествами.

До сих пор существует легенда о передаче секрета состава северной черни от отца к сыну и, как правило, "перед смертью". Старые мастера с большим удовольствием брали к себе на обучение учеников со стороны. Многие видные мастера обучались у других мастеров, и при этом они не были родственниками. Очень трудно представить человека, который за несколько часов или минут до своей смерти смог бы передать "секрет" черни, и еще труднее представить этого наследника, который в прощальный момент со свои близким человеком был в состоянии запомнить этот рецепт и способ приготовления состава. Как известно, для освоения рецепта и состава черни требуется достаточно длительное время и не как уж, не несколько часов.
Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюжской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство здесь достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия. Так, например, в 1744 году в Москву был вызван великоустюжский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».
В течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. Возрождение «северной черни» в XX веке связано с именем потомственного мастера М.П. Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они наладили выпуск ювелирных изделий.
С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского – выпускника Петербургской академии художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюжское черневое серебро вновь получило мировое признание.   
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали.
Сегодня это ЗАО «Северная чернь». Изделия ее создаются на высоком художественном уровне с отличным качеством. Процесс производства черневого серебра основан на обработке гравированной поверхности серебряного изделия специальным химическим составом "черни", которая после обжига и полировки дает графичный черневой рисунок. Устюжские мастера-ювелиры в совершенстве владели этим сложным технологическим процессом, а "секрет" изготовления своей особенно глубокой по тону и прочной черни они передавали по наследству. Лучшими ювелирами на раннем этапе здесь были И. Жилин, М. Климшин, А. Мошнин, работы которых отличаются особой тонкостью штриха и изяществом композиции.

Самым ярким примером искусной обработки местными мастерами обычного белого железа служат великолепные царские врата, принадлежавшие старому иконостасу Владимирской надвратной церкви Михайло-Архангельского монастыря, а в настоящее время экспонирующиеся в Велико-Устюжском краеведческом музее. Металлическое кружево здесь наложено на коричневый фон, покрытый золотистой слюдой, и обрамляет иконописные клейма. Эти врата - одни из лучших памятников устюжского декоративного искусства, они представляют собой уникальный пример блестящего использования просечного железа в убранстве интерьера культового здания.
Устюжские кузнецы показали себя подлинными виртуозами в изготовлении металлических крестов для многочисленных церквей, колоколен и часовен, накладок на двери и сундуки, а также типичных для XVIII века сложнофигурных церковных глав, которые устанавливались на обручах и железных дугах. Но ярче всего замечательное искусство устюжских кузнецов отображено в кованых решетках жилых и культовых зданий, среди которых особого внимания заслуживают великолепные решетки середины XVII века, сохранившиеся в старых окнах придела Всех Святых церкви Вознесения, и в нижнем окне западного крыльца переходов Михайло-Архангельского монастыря.
Мороз по жести представляет собой очень любопытный местный художественный промысел, техника которого заключалась в особой химической обработке поверхности жестяного изделия кислотами под воздействием высокой температуры. В результате поверхность приобретала своеобразную декоративную фактуру, напоминающую узоры замерзшего оконного стекла. В XVIII и особенно в XIX в. "мороз пожести" использовался в качестве убранства прославленных устюжских сундучков и шкатулок, широко распространенных по всей России, а также известных и за границей. Выдающимися мастерами этого уникального местного промысла были Н. Насоновский, братья Старковские и Цыбасовы, П. А. Сосновский и другие.

9-ust-9
Троице-Глединский монастырь: иконостас
При слиянии рек Сухоны и Юга на высоком холме в незапамятные времена стоял город Гледен, заложенный в последней четверти XII века князем Всеволодом Большое Гнездо. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
Предания и легенды представляют Гледен славным и богатым городом. Говорят, что погубили его татары, которые польстились на золото и богатства устюжан. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что он был разгромлен в середине XV века вследствие жестоких междоусобиц и войн между русскими князьями. После этого город так и не был восстановлен.

9-ust-39-ust-13

Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице-Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера. 

В 1841 году монастырь упразднили, так как в нем было очень мало послушников. Незадолго до революции он снова начал действовать как женская обитель, но в 1925 году советская власть закрыла его окончательно, а помещения использовались под дом престарелых и инвалидов, колонию для беспризорников, пересыльный пункт для раскулаченных и прочих врагов народа.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан. Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

9--129-ust-2Прокопий Устюжский: немец, ставший русским святым
Около 1243 года, в годы, когда Новгород достиг максимума своей славы и могущества, среди заморских визитеров, приезжавших во множестве, оказался однажды с богатым грузом товаров купец из Любека, и звали его Гланде Камбила (имя явно не немецкое). Наружность блаженного Прокопия в «Иконописном подлиннике» описывается так: «подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику – стар и сед), волосы на голове русы, борода козмина (т. е. длинная); рубище дико-багряное, с правого плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колена голы».
Без всякого сомнения, ему и его товарищам и на ум не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Кто бы мог подумать, что этот молодой купец, воспитанный в довольстве и роскоши и с младенчества насыщенный враждебным православию католическим учением, решится добровольно на всю жизнь подвергнуть себя всевозможным лишениям и страданиям, что при видимом скудоумии он сохранит мудрость и чистоту сердца, достигнет высоты нравственного совершенства, сделается украшением православной церкви, великим чудотворцем, защитником и покровителем своего нового отечества!
Впрочем, можно предположить, что настоящей причиной такой перемены было пошатнувшееся здоровье бывшего купца. Как иначе объяснить, что он не остался при каком-нибудь монастыре, а стал юродивым. (Надо отметить, что новгородские юродивые основное время проводили на улице и ходили полунагими даже в самые лютые морозы.) Причем юродивые отличались нравом далеко не смиренным – бытовые конфликты чаще всего решались силовым путем. Досталось как-то и Прокопию, да так, что, отлежавшись после такого «вразумления», он счел за благо покинуть Новгород и перебраться в Великий Устюг. В дороге его застал лютый мороз. Хотел юродивый к овцам в овин залезть, так мужики его чуть за то не прибили, хотел к собакам, сгрудившимся в какой-то яме, так и те чуть его не загрызли. И вот, когда стал уже Прокопий замерзать в чистом поле, привиделся ему светлый ангел с белыми крыльями и с веткой в руке. Он коснулся ею лица замерзающего блаженного и оживил его! Приятная теплота разлилась по телу Прокопия, и он перестал ощущать леденящий холод. А когда очнулся, то понял, что теперь ему многое открыто.
В один из воскресных дней 1290 года блаженный Прокопий стал призывать всех в храме: «Покайтесь, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного!» Устюжане, однако, не вняли предупреждению. И ровно через неделю после его проповеди случилось бедствие! В полдень показалось на горизонте черное облако, которое быстро росло и полностью закрыло небо над Великим Устюгом! В черном небе сверкали молнии, а громовые раскаты сотрясали землю и стены домов. Люди в ужасе устремились в соборный Успенский храм и увидели там перед иконой Благовещения блаженного Прокопия! Народ с покаянными воплями взмолился вместе с Прокопием перед ликом Богоматери о спасении. Неожиданно от иконы Благовещения «потекло миро и по храму разлилось благоухание». А черная туча тем временем ушла на запад и в 20 верстах от Великого Устюга разразилась невиданным градом, покалечившим даже вековые деревья!
Это событие послужило основанием для установления празднования Устюжской иконы Божьей Матери. В 1567 году эта икона была перенесена в Москву и вставлена в иконостас Успенского собора.
На склоне лет в награду за великие подвиги ради Христа ангел открыл блаженному Прокопию время его кончины. А потому 8 июля 1303 года Прокопий пришел к устюжскому Михайло-Архангельскому монастырю и, помолившись у ворот обители, лег на землю и, сложив руки на груди, «мирно отошел к Господу».
Согласно пожеланию, его похоронили близ соборного Успенского храма на берегу реки Сухоны. Камень же, на котором часто сидел и молился Прокопий, положили у его могилы, в качестве надгробия. В 1458 году над местом его упокоения возвели часовню. С того времени стали отмечать и праздник блаженного в день 8 июля.
А через 150 лет после кончины Прокопия случилась страшная чума! Люди в ужасе пытались бежать из города, но это им не удалось, поскольку власти устроили заградительные заставы, дабы не допустить распространения эпидемии. И в эти дни полного отчаяния людям стал являться в снах блаженный Прокопий. Он будто бы говорил, что эпидемия отступит, если горожане построят в Великом Устюге церковь в память о нем.
Люди стали собирать деньги на церковь, и чума отступила. А все, кто дал деньги на храм или обещал помогать его строить, пережили эпидемию живыми и здоровыми!

9-ust-149-ust-15
На собранные у горожан деньги действительно возвели в Великом Устюге церковь, но назвали ее не в память юродивого Прокопия, а во имя святых Бориса и Глеба! За что тут же и были наказаны – 1 августа 1490 года та церковь сгорела…
Тогда устюжане в 1495 году возвели новую деревянную церковь, теперь уже во имя праведного Прокопия. С тех пор у гроба юродивого стали происходить многие чудесные исцеления и явления. А тот, кто хочет узнать наперед, как пойдут у него дела, должен прийти, помолиться Прокопию. И тот ему поможет. 

9-ust-119-ust-10
Вотчина Деда Мороза
Резиденция главного зимнего персонажа русского фольклора, вотчина Деда Мороза располагается в 13 километрах от старинного города Великий Устюг на территории роскошного соснового бора. Место жительства было назначено Деду Морозу в 1999 году и с тех пор сюда ежегодно приезжают более 200 тысяч туристов — не только маленьких, но и вполне  взрослых, не переставших, однако, верить в сказку. Сегодня вотчина Деда Мороза — воплощенный с выдумкой и любовью к деталям масштабный аттракцион, охватывающий все аспекты жизни в зимней сказке. Здесь можно посетить главный дом Деда с массой волшебных комнат и целой кучей всего интересного, заглянуть в Ледник. Здесь круглый год стоит температура −15 °C, и там прекрасно себя чувствуют в течение всего года не только сам главный зимний волшебник, но и многочисленные ледяные скульптуры.
Не забудьте погулять по Зимнему саду, благоухающему даже в самый лютый мороз, познакомиться с обитателями Зоосада и выведать секреты мастерства кузнецов в Кузнице (в частности, как изготавливают самые прочные на свете подковы для дедморозовских коней). Побывать в Зоосаду, где проживают почти на свободе 400 животных 60 преимущественно северных видов, в том числе чудесные олени. И конечно, познакомиться с самим дедушкой!
Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге состоит из нескольких домов-аттракционов и коттеджного гостиничного поселка. Главный пункт туристического интереса — это, конечно, Дом Деда Мороза — просторный двухэтажный русский терем, построенный полностью из дерева и украшенный башенками, дымоходами и коньками, а также замечательной северорусской резьбой. К Дому ведет Тропа сказок, на которой спешат поприветствовать гостей обитатели волшебного зимнего леса.
Войдя в дом через небольшой вестибюль, вы попадете в сразу в Тронный зал, где перед пушистой новогодней елью стоят троны Деда Мороза (тот, что побольше) и Снегурочки (поменьше). По правую сторону расположена таинственная Кладовая сказок, где хранятся все-все русские сказки в ожидании быть рассказанными послушным детям. По левую — Комната подарков (подаренных дедушке и ожидающих быть подаренными дедушкой) и Библиотека с целой коллекцией «зимних» книг. Здесь же Рабочий кабинет с картой путешествий Деда Мороза и Елью с Мешочками тайн. Обязательно загляните в Комнату спортивных достижений — там вы узнаете, как дедушке удается сохранять молодецкую удаль даже в таком солидном возрасте. Опочивальня — царство пуховых перин и подушек-думочек, расшитых морозными узорами.
В Вотчине Деда Мороза можно остаться погостить на несколько дней. К услугам туристов гостиница на 29 номеров и 8 коттеджей со всеми удобствами. Кстати, здесь есть чем заняться не только зимой — у волшебника в запасе отличные программы для любого времени года.
Сотни тысяч гостей со всего света круглый год – какое еще нужно доказательство тому, что идея русской родины Деда Мороза неплохо прижилась даже в холодной устюжской почве и дает свои плоды.
Повторяем: в ближайшее время мы вернемся к нашему путешествию в Великий Устюг на страницах журнала

«Путешествуем по свету»
Марина Круглякова, Николай Непомнящий


ЕЩЕ  Новости
 


Свежие публикации:



Новые книги

Замки Луары

News image

Замки Луары.Замки Луары — величайшее историческое и культурное достояние не только Франции, но и всего человечества. Возводились они в сравнительно небольшой временной отрезок — в эпоху Ренессанса, то есть в XI...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Прага

News image

Прага, уютно расположившаяся вокруг своего великолепного Града, обладает уникальным, почти волшебным характером. Его можно обнаружить и зимой, занесенным снегом, и весной, отраженным в музыке булыжных улиц — влюбое время года ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Атлантис Лайн

News image

"АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ"Россия, г.Москва, Новая Площадь, д.10тел. +7 495 787 25 10"ATLANTIS LINE SEA CRUISES"Russia, Moscow, Novaya Ploschad, 10tel. +7 495 787 25 ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры