Главная Актуальное Киноцефалы: есть ли люди с собачьими головами?

Киноцефалы: есть ли люди с собачьими головами?

На карте  Генриха Майнцского (XV—XVI в.) написано: «Рифейские горы - граница Азии и Европы; река Танаис. Здесь живут мерзкие люди Грифа, киноцефалы». На Эбсторфской карте мира (XIII в.) песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: «Киноцефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их - собачий лай». На «Херефордовской карте мира» (ок. 1300 г.) псоглавцы поселены в Скандинавии.
Герой «Космографии» (трактата VIII или IX в., написанного архиепископом Вергилием Зальцбургским) - философ Этик - огибает Испанию, посещает Ирландию, Британию и землю Туле, затем Оркнейские острова, после чего попадает на остров киноцефалов, которые описаны следующим образом: «Эти язычники ходят с голой грудью. Волосы отращивают, намазав маслом и напитав жиром, до невероятной длины. Они ведут нечестивую жизнь, питаются нечистыми и недозволенными четвероногими, мышами, кротами и всем прочим. Достойных строений у них нет, они пользуются плетеными навесами и войлочными шатрами. Они обитают в лесах и местах труднодоступных, на болотах и в камышовых зарослях. У них неслыханное изобилие скота, множество птицы и овечьих стад. Не зная Бога, они почитают демонов и приметы. Царя у них нет. У них в ходу больше олова, чем серебра, а мягкое и блестящее серебро они называют оловом. В их стране не обнаружить селений - разве что кроме тех, которые когда-то были разрушены. На берегу их [острова] находят золото. Плоды и зелень там не растут; молока у них великое изобилие, а меда мало».
Примечательно, что женщины народа киноцефалов, согласно «Космографии», имеют самый обычный человеческий облик, в то время как у мужчин - собачья голова, а остальные члены совсем как у людей.

5-sob-15-sob-2

Кстати
О том, что племена людей с пёсьими головами существуют на самом деле, рассказал в своём фундаментальном труде  знаменитый путешественник Марко Поло.
Он увидел «чудо Творца» во время затяжного пребывания в Китае. Но это изобилующее любопытнейшими деталями повествование стоило безупречно честному Поло репутации. Современники, назвав его бессовестным лжецом, дали прозвище «Миллион», недвусмысленно намекая на то, сколько раз, по их мнению, путешественник соврал.

А между тем, аборигены Андаманских островов ещё во времена античного мира обрели репутацию состоящих в дружбе и даже брачных отношениях с человеко-собаками. А Ктесий, личный лекарь персидского царя Артаксеркса II, в 355 г. до н. э. почтительно доносил монарху: «В высокогорьях Индии проживают люди, головы которых мало чем отличны от пёсьих. Одеваются они в шкуры диких животных, пьют и едят стоя на четвереньках. Чернокожие и жилистые, языка они не разумеют, между собой и с пришлыми общаются жестами. К чужим, когда получают дары, доброжелательны. Есть у них особая примета - короткие хвосты. Их, поглощающих лишь свежее мясо и чистую воду, не менее 120-130 тыс.».
Врач и православный священник Николай Кожухов в 1838 г., «блуждая в лесах под Томском» был потрясён, когда в охотничью избушку поутру явились низкорослые мужички с густым волосяным покровом на лбу, возле округлых глаз, на шеях, почти сросшихся с плечами, очень похожие на мелких медведей. Гости, принесшие в подарок шкуру, наполненную густым мёдом, «сильно косолапили и имели короткие, покрытые прореженной рыжей шерстью хвосты». Удивительно, но визитеры, с которыми Кожухов поделился солью и спичками, сносно изъяснялись по-русски. Речь, правда, изобиловала старославянизмами, но понять их было можно.
Так врач узнал, что народ, называющий себя молошами, живёт в лесу испокон веков, чужих избегает, вынужденно идёт на контакты, чтобы разжиться одеждой, посудой, солью. Когда Кожухов осведомился, нельзя ли побывать в их посёлке, «люди-звери» ответили, что постоянного посёлка как такового у них нет, что они кочуют, промышляя охотой и рыбалкой, находя кров в глинобитных хижинах, которые обустроили их предки, которые в порядке поддерживают сами. На том и расстались. Кузен Кожухова полковник Митрохин, когда услышал о «забавном приключении» родственника, ничуть не удивился. Подтвердил, что о молошах знают все томичи, особенно заготовители пушнины, которую у молошей обменивают на товары. «У дикарей, благодаря торговле, есть всё потребное для безбедной жизни», - сказал Митрохин, выразив сожаление, что нет бога, нет веры, даже поганой, языческой.

5-sob-45-sob-5

Кстати
Современные учёные не сомневаются в том, что люди с физиологическими отклонениями - жертвы игры генов, сбоев в геноме человечества. Впрочем, имеются и другие версии, допускающие присутствие рядом с нами другого, альтернативного древнейшего населения Земли, дожившего в том или ином виде до наших дней.

Но был и святой из собакоголового племени! Как это ни удивительно, церковь, хоть и неожотно, однако  допустила существование загадочного существа в своих анналах. Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал таковым. Во время императора Траяна (III в.) он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Песья голова помогала ему в этом. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться и сделать своим господином. Так он и сделал. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем божьим, обратив в христианство множество народу.
По другой версии, великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете! Пытаясь крестить население Ликии (сегодняшний уголок Турции), Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика, но предпочтает не изображать его с собачьей головой.
Но откуда она все же взялась у Христофора? Согласно одному из вариантов легенды св. Христофор был выходцем из земли Ханаанской, и, как предполагают некоторые исследователи, мог стать песьеглавцем в результате ошибки переписчика, который во втором слоге латинского слова «cananeus» (хананит) вместо «а» написал «i». В результате получилось «canineus» (собачий). Вполне вероятно…
По другой легенде Христофор получил прозвище песьеглавца или кинокефала, так как был родом из местности Киноскефалии, расположенной в Фессалии. Правда, в этом случае непонятно, почему его считали варваром, ведь Фессалия с давнишних времен была заселена греками?
Христофор вполне мог быть и «почти настоящим» песьеглавцем! Дело в том, что воины всех народов с древнейших времен украшали себя шкурами добытых зверей. Так, герой древнегреческих мифов - Геракл, задушив Немейского льва, стал носить его шкуру на плечах вместо плаща. Она, во-первых, служила напоминанием о его славной победе, а, во-вторых, использовалась для защиты, т.к. была неуязвима для стрел и дротиков.
Простые римляне, «волчье племя», украшали себя чаще волчьими шкурами.

Кстати
В римской республиканской армии их носили три типа воинов: музыканты, знаменосцы и велиты, представители легкой, нерегулярной пехоты, предназначенной для разведки и боя в рассыпном строю.
Для музыкантов и знаменосцев шкуры служили отличительным знаком. Благодаря им во время боя центурионы могли лучше видеть, что происходит со значком легиона, т.к. потеря штандарта во все времена считалась величайшим позором.

На вопрос - для чего шкуры нужны были велитам (пехоте), - однозначного ответа не существует. Но высказывается предположение, что в раннюю эпоху жители Рима и, в особенности, их домашний скот несли серьезные потери от нападения волков. Для организованной борьбы с хищниками создавались специальные отряды, поэтому волчья шкура могла считаться знаком особого отличия среди охотников и бойцов иррегулярных войск. После военных реформ Октавиана Августа подразделения велитов, формировавшиеся из римской бедноты, были распущены, а обучение и экипировка солдат сделались единообразными.
Но уже в позднеримскую эпоху, а потом и в Византии, императоры считали особым шиком держать при себе отряды телохранителей, набиравшиеся из варваров-чужеземцев. Они носили роскошное позолоченное вооружение и экзотические национальные костюмы. Именно в такой когорте мармаритов (выходцев из Северной Африки) служил св. Христофор. В их облачение вполне могли входить плащи или шапки из шкур волков, шакалов либо пятнистых гиен. Можно предположить, что за эту наиболее примечательную деталь костюма они и получили прозвище «песьеглавцев».

Кстати
По аналогии много веков спустя солдат революционной армии Кромвеля называли «круглоголовыми» за характерную короткую стрижку.

Постепенно воспоминания о реальных мармаритах и их экзотических одеждах стерлись, а прозвище за Христофором закрепилось и превратилось в легендах и на иконах в настоящую песью голову, долгое время смущавшую умы церковников, просветителей и путешественников.
В 1722 г. священный Синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой. Православные справляют его день 22 мая.

Кстати
Иизвестные собакоголовые персонажи: Анубис (см. ранее) — древнеегипетский зооморфный бог; Полкан, русский богатырь, обладал песьей головой (см далее); аралезы — армянские боги-псоглавцы, которые были способны лизанием ран павших в бою возвращать их к жизни.

ЕЩЕ  Актуальное
 


Свежие публикации:



Новые книги

Владимир и Суздаль

News image

С.О. Ермакова.Владимир и Суздаль.Владимир и Суздаль были столицами Древней Руси исторически короткий срок. Причем большую часть этого периода страна находилась под жестким игом монголо-татар. Несмотря ни на что, вклад двух ст...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Израиль

News image

Три великие религии: ислам, иудаизм и христианство — окружает золотая аура, излучаемая вечной загадкой — Иерусалимом. А на побережье, словно на контрасте, источает энергию современный и космополитичный Тель-Авив, где жизнь ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры