Главная Тайны истории Белокурые мумии из пустыни Такла-Макан

Белокурые мумии из пустыни Такла-Макан

tocharian-donors

В музее города Урумчи, столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, есть целый зал удивительно хорошо сохранившихся мумий людей, живших во втором и даже третьем тысячелетиях до нашей эры. И что поразительно - их, скорее всего, вовсе не мумифицировали в том смысле, как это практиковали древние египтяне. 

Пустыню Такла-Макан можно сравнить с вытянутым по оси запад — восток эллипсом, обрамленным на больших участках солончаками, а на западе — локальными кряжами из песчаника (ярдангами). Для рельефа в целом характерно единообразие и плавное, без резких перепадов, понижение высоты от юго-запада, где отдельные устойчивые песчаниковые образования достигают 1200-1300 метров. К северо-востоку же, где часто встречаются протяженные зигзагообразные гряды высотой 800-900 м, 85% площади занимают частично закрепленные растительностью дюны, достигающие высоты 150 метров.
Во времена Великого шелкового пути, существовавшего между Центральной Азией и Средиземноморьем со II в. до н. э. примерно до середины XV в., караваны, следовавшие через этот район Синьцзяна, довольно часто бесследно пропадали. Существует и легенда, объясняющая суровость пустыни Такла-Макан. Чтобы помочь людям, живущим в этих местах, боги решили использовать золотой топор и золотой ключ. Топором надо было разрубить горы Алтая, чтобы речные воды хлынули в Таримскую впадину — долину реки Тарим, а ее жителям предназначался ключ к сокровищам долины. Но легкомысленная юная дочь одного из богов потеряла ключ. В наказание отец отправил ее в ссылку в эту долину. Золотого топора никому боги не дали. Так и образовалась, по этому преданию, пустыня Таримской впадины.
В толкованиях названия пустыни, в преданиях и рассказах о реальных фактах много произвольных преувеличений, всегда коренится нечто до конца не расшифрованное, но в то же время есть точные характеристики исторического прошлого и природного мира этого безлюдного места. Уйгурское слово «такла» считается заимствованием слова «тарка» из арабского языка, а это многозначное понятие в сочетании со словом «макан» («кров», «место обитания») переводят как «покинутое обиталище». Уйгуры — народ тюркского происхождения, и, по другой этимологической версии, название пустыни происходит от тюркского «таглар макан» («место руин»). Тополь евфратский, самое распространенное растение в оазисах этой пустыни, уйгуры называют «таклак», и некоторые ученые склонны объяснять название Такла-Макан как «Родина тополей» (на самом деле этот вид тополя распространен по всей Азии). Большинство этимологических версий сходится в одном: пустыня Таримской впадины — место, непригодное для жизни человека.

1-ist-tarim1-ist-3

Из досье географов: жизнь в море песка
Однако так было не всегда. Археологами установлено, что в период с IV в. до н. э. по XVI в. оазисы, протянувшиеся вдоль южной и северной оконечности пустыни, в которых останавливались караваны, были, можно сказать, цветущими, получая достаточно воды от не ушедших тогда еще в песок притоков реки Тарим, стекающих с хребта Куньлунь. Этот хребет расположен к югу от пустыни Такла-Макан. К северу от нее находится массив Тянь-Шань, с запада примыкает Кашгарский оазис, на востоке Такла-Макан смыкается с полупустынными и пустынными ландшафтами Лобнора, окраины Гоби. Геологическая история аллювиальных отложений Таримской впадины Такла-Макана уходит во времена плейстоцена и голоцена, но единого мнения о времени происхождения этой пустыни у ученых нет. Тарим образуется слиянием рек Аксу и Яркенд на западе и впадает в озеро Лобнор (ныне солончак) на востоке, протекает по северному и западному секторам пустыни.
Как флора, так и фауна здесь скудны. Кроме тополя распространены в оазисах и вблизи от них кусты тамариска, саксаул, верблюжья колючка и другая пустынная растительность, но лишь локально. Встречаются небольшие стада антилоп, зайцы, полевки, тушканчики, песчанки, змеи, ящерицы. По данным китайских природоохранных ведомств, в оазисах Такла-Макана обитает до 50 видов птиц, орнитологи же из других стран сомневаются в этой цифре. Но совершенно точно, что водоплавающие птицы живут в зарослях тростника в устье Тарима и по берегам его притока Хотан. В этих реках, несмотря на то, что летом они сильно мелеют, водится рыба: маринка, голец, осман.
Типичный же пейзаж Такла-Макана — волнистое бескрайнее море песка, от бледно-золотистого до охристо-красноватого цвета. Это зрелище завораживающе красивое, но доступное взорам лишь опытных путешественников-экстремалов. Под беспощадными лучами солнца температура песка на вершинах дюн и барханов достигает порой +70-80°, а скачки температуры воздуха до +40° и выше — обычное дело.
Величайшие открытия в пустыне Такла-Макан были сделаны совсем недавно — в 1970—1980-е годы.
Еще в 1901 году британец венгерского происхождения М. А. Стейн обнаружил останки мумий с европеоидными чертами лиц, но резонанса в Европе его открытия почему-то не вызвали. Стейн первым из европейцев открыл близ города Дуньхуан и пещерный буддийский монастырь Могао, или Пещеры Тысячи Будд, с фресками, скульптурами, рукописями. Его открытия продолжил шведский путешественник и ученый С. Гедин, дошедший до озера Лобнор. Затем несколько десятилетий в Такла-Макане не ступала нога исследователя.
В 1977 году китайские археологи обнаружили почти случайно — благодаря сходу песка при прокладке газопровода — захоронение 16 человек. Это было чрезвычайно значимое для истории человеческой цивилизации открытие: мумифицировавшиеся благодаря сухости климата тела людей, по всем антропометрическим и морфологическим признакам (тип лица, рыжеватые и белокурые волосы, высокий рост) принадлежавшим к европеоидной расе, что подтвердили и отлично сохранившиеся фрагменты одежды. Обнаружилась логическая связь с древнекитайскими рукописями II в. до н. э., в которых сообщается о «высокорослых пришельцах с глубоко посаженными голубыми или зелеными глазами, длинными носами, окладистыми бородами и рыжими или светлыми волосами». Светловолосые всадники изображены и на фресках Могао.
Из досье этнографов: из рая став адом
Больше всего ученых поразило то, что мумии имели черты европеоидной расы. Ещё в начале XX века русские исследователи Средней Азии и Западного Китая неоднократно записывали и зарисовывали в своих путевых картах и отчётах обнаруженные в пустыне Такла-Макан множество курганов. В архивах сохранились целые подшивки фотографий сделанными русскими географами, на которых видны хорошо сохранившиеся курганные захоронения. Этими экспедициями также были сделаны снимки пересыхающих рек и засыпанных песком рощ, которые некогда с древнейших времён произрастали на землях Таримского бассейна. Из общего анализа фотоснимков можно сделать вывод: примерно 150 лет тому назад долина реки Тарим была ещё «сказочным раем», теперь же представляет безжизненную мёртвую и самую сухую пустыню в мире. Наличие в древности такого огромного и крайне благоприятного оазиса на пересечении путей - Восток-Запад и Север-Восток – привлекла сюда многих переселенцев с Севера. Открыватель мумий – шведский ученый Свен Гедин в начале XX века занимался общей историей Шелкового пути – сети древних дорог, которые когда-то вели из Китая в Турцию и далее – в Европу. Тела доставили в европейские музеи для последующего изучения, но отсутствие необходимого оборудования и финансирования стали причиной того, что о них вскоре забыли. В 1978 году китайский археолог Вэнг Бинхуа в могильнике Кизилчока, или Красном холме, обнаружил 113 мумифицированных тел. Позднее большая часть тел была перевезена в музей города Урумчи. За последние 25 лет китайские и среднеазиатские археологи провели раскопки и осуществили масштабные исследовательские работы в этом районе, обнаружив более 300 мумий. С 1987 года профессор китайской и индоиранской литературы и религии университета Пенсильвании Виктор Мейр приступил к изучению истории возможного появления в этих краях представителей белой расы. Политическая обстановка в Китае в те времена не позволила Мейру заняться исследованием этих удивительных находок, и в 1993 году он прибыл в Китай с группой итальянских генетиков. Ученые отправились на Красный холм, туда, где Вэнг Бинхуа проводил раскопки, чтобы провести эксгумацию мумий, перезахороненных из-за нехватки места в музее. Анализ образцов ДНК подтвердил, что это мумии европеоидов, после чего Мейр заявил, что, скорее всего, древнейшие мумии являлись представителями первых белых поселенцев в бассейне реки Тарим.
Профессор В. Мейр из университета Пенсильвании уверенно заявил, что это мигрировавшие сюда из Северного Причерноморья тохары, которых так называли древнегреческие географы и историки, и, значит, индоевропейские племена пришли на Восток от двух до четырех тысяч лет назад, что до тех пор считалось спорной гипотезой. Пришельцы в Китай конца бронзового века владели неизвестными местному населению приемами земледелия, орудиями труда из бронзы, умели делать колесные повозки, и все эти важнейшие знания и опыт передали здешним обитателям.
Профессор Центра изучения кочевников Евразии университета Беркли в США Дж. Дэвис-Кимпбелл пришла к выводу, что клетчатые и диагональные линии на тканях, войлочные плащи, шляпы с перьями — свидетельство происхождения этих людей из Западной и Северной Европы. Генетический анализ, проведенный китайскими учеными несколько лет назад, обнаружил, что «таримские мумии», то есть мумии индоевропейцев, найденных близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других частях Таримской впадины, имеют генетические маркеры и европейского, и сибирского типа, то есть происхождение их — смешанное.
В 1980 году была найдена «лоуланская красавица» — мумия действительно красивой русоволосой молодой женщины высокого роста. Ее возраст — примерно 3800 лет, как и возраст захороненного рядом с ней «черченского мужчины». Антропологически она не близка ни к тюркскому, ни к ханьскому (китайскому) типам. Тюрки и монголоиды, пишет Элизабет У. Барбер, начали проникать в эти края, судя по захоронениям в Таримской впадине, через 1500 лет после того, когда жила «лоуланская красавица». И все же уйгуры могут считать ее в числе своих предков: нередко среди жителей Синьцзяна встречаются голубоглазые люди со светло-коричневыми или рыжеватыми волосами. Это наследие смешения пришедших в Синьцзян тюрков с жившими здесь до них людьми европейской внешности, которые потеряли свой язык и культуру в массах пришельцев с Севера и Востока, но сохранили, конечно, свои генетические признаки.
Примечательны предметы утвари, найденные в захоронении «спящей красавицы». В плотной вязаной сумке обнаружены семена пшеницы, а на груди у нее было решето для просеивания зерен. В Китае той поры знали рис, а не пшеницу - она первоначально культивировалась на Ближнем Востоке, стало быть, народ, к которому принадлежала «спящая красавица», пришел в Синьцзян с запада…

1-ist-tarim3
Кстати 
Всего в 1980-х годах было найдено несколько тысяч «таримских мумий». В 1998 году Китай засекретил эти свои археологические исследования, по предположениям западных ученых, потому что не хочет пересмотра достижений китайской цивилизации.
Что привело сюда этих людей? Куда они исчезли? На первый вопрос однозначного ответа пока нет. Со вторым проще — растворились в результате естественной ассимиляции среди монголоидов, лишний раз подтвердив самим фактом своего здесь появления предположение о том, что некогда пустыня Такла-Макан была обитаемой.
Сохранность найденных останков превосходит состояние даже египетских мумий — и все благодаря исключительно сухому воздуху региона и тому факту, что могилы вырыли в соляной почве, ускоряющей процесс высушивания тканей и убивающей микроорганизмы. Так что мумификация произошла 4 тысячи лет назад совершенно случайным образом. Тела, похороненные в пустыне зимой, замерзали и высушивались до того, как начинали разлагаться. Помещали их в гробы без днища, и свободная циркуляция воздуха способствовала полному высушиванию останков. Тела, преданные земле в жаркое время года, превратились в скелеты.
Старейшим мумиям из Черчэня («черченцам») около трех тысяч лет, а старейшинам из Лоулана — около четырех. Покойники были одеты в яркие наряды, которые не  разрушились и не выцвели за прошедшие тысячелетия. Находки поместили в Провинциальный музей г. Урумчи, где они воссоединились еще с несколькими мумиями, найденными в этом регионе. Однако лишь в 1994 году вместе с публикацией в журнале Discovery фотографий и статьи мумии Урумчи стали известны научному миру.
Что особенного в черченских мумиях? В первую очередь все они европеоиды ростом не менее 180 см, неизвестно как оказавшиеся в этих местах. Это «черченский мужчина», три женщины и лежащий на подушке из белой овечьей шерсти трехмесячный младенец, обернутый в прекрасную коричневую материю и обвязанный красными и синими шнурами. Ребенка похоронили с «бутылочкой» из коровьего рога и, наверное, с самой древней в истории соской, сделанной из овечьего вымени; на глазах у ребенка синие камни. Челюсть мужчины аккуратно подвязана, поэтому он выглядит вполне обычно, подвязки же на головах женщин ослабли, и их лица приобрели вид «поющих» или «кричащих». Мужчина покоится в позе человека, уснувшего в гамаке, поэтому — с учетом сохранности тела — посетители музея невольно разговаривают шепотом, словно опасаясь разбудить спящего.
Хорошо сохранились подпоясанный плетеным жгутом халат и ярко раскрашенные чулки из овечьей пряжи. На левой ноге – высокий кожаный чувяк. «Черченский мужчина» светлолиц. Слегка вьющиеся русые волосы заплетены в две спускающиеся на плечи косы — из двух, а не из трех, как некогда у китайцев, прядей. Легкая седина показывает, что умершему было за полсотни лет. Он отличался завидным — под два метра — ростом и нехарактерным для азиатов крупным, выдающимся на лице носом. По сумме внешних признаков «черченский мужчина» — индоевропеец.
Тело высокой женщины из того же захоронения также не подверглось тлену. Ее лицо сохранило следы цветной косметики, в русые косы добавлено по две пряди чужих волос для придания прическе пышности, она щеголяла в одежде из овечьей шерсти. Интересно, что мужчина был похоронен с десятью головными уборами, каждый из которых выполнен в своем стиле, один из них — точный прообраз фригийского колпака.

Из досье этнографов: кельтская родня? 
К лоуланьским мумиям относятся уже упоминавшаяся так называемая «лоуланьская красавица», и несколько других мумий, среди которых восьмилетний ребенок, обернутый в кусок набивной шерстяной материи, застегнутой костяными застежками. Лицо женщины столь прекрасно, что уйгуры называют ее своей «спящей красавицей», хотя антропологически она далека от тюркского (и, естественно, ханьского) фенотипа. Интересно, что в захоронении, в плотной тканой сумке, обнаружили семена пшеницы, а на груди покойной — решето для просеивания зерен. Лоуланьская шерстяная ткань не так красочна, как черченская, но по узорам и рисунку плетения она не менее впечатляюща. Эти мумии сохранились хуже, но не оставляют сомнений в расовом родстве с «черченцами». Есть и важное отличие: материя, из которой изготовлена одежда на этих мумиях, по расцветке и орнаменту напоминает клетчатую кельтскую шотландку. Весьма вероятно, что все эти люди при жизни могли говорить на языке индоевропейской семьи.

Кто эти переселенцы? Откуда пришли? Куда несли свои клетчатые одежды и многочисленные головные уборы? Шансов ответить на эти вопросы у ученых было совсем немного. И все же они постарались максимально приблизиться к разгадке. 
Следующая экспедиция в Лоуланьский регион, организованная в 2003 году археологическим институтом провинции Сычуань, позволила сделать ряд новых важных открытий. Раскопки проводились недалеко от древнего города Лоулань, в могильнике, который представлял собой насыпь из песка. Недалеко от центра кургана была обнаружена довольно интересная находка – еще одна потрясающая женская мумия. Она лежала в гробу, напоминавшем по форме лодку, завернутая в шерстяное одеяло, в войлочной шапке на голове и кожаных туфлях на ногах. Рядом с телом находились: выкрашенная в красный цвет маска для лица, браслет с нефритовым камнем, кожаная сумка, шерстяная набедренная повязка и эфедровые палочки1. Позднее в бассейне реки Тарим удалось найти еще одну группу мумий – тела мужчины, трех женщин и ребенка, – получивших название черченских мумий. Четыре тела взрослых людей датируются 1000 г. до н. э. Их одежда была выполнена в одних и тех же тонах, а вокруг головы были повязаны красные или голубые шнуры, что, по-видимому, указывало на близкое родство. Мужчина из захоронения, или черченский человек, умер в возрасте 50 лет. У него были длинные, светло-каштановые, сплетенные в косу волосы, тонкая бородка и множество татуировок на лице. На нем было пурпурно-красное одеяние, а рядом лежало не менее 10 головных уборов различных фасонов. Как и у черченского человека, на лице у одной из женских мумий было множество татуировок. Женщина со светло-каштановыми волосами, заплетенными в две длинные косы, была одета в красное платье и ботинки из белой оленьей кожи. 
_______________
1 Эфедра - лекарственное растение, кустарник, который применялся жителями Ирана в зороастрийских ритуалах.
Вместе со взрослыми похоронен трехмесячный ребенок с голубым войлочным чепчиком на голове, глаза которого  закрывали голубые камни. Возле тела младенца находилась чаша из коровьего рога и бутылочка для кормления, сделанная из вымени овцы. Предположительно, семья умерла от какой-то эпидемии.

Из досье антропологов: уникальная сохранность погребённых тел
 Более всего в этих находках археологов поразила изумительная сохранность, яркость красок и европейский тип одежды на этих людях. Профессор лингвистики и археологии Западного колледжа в Лос-Анджелесе доктор Элизабет Барбер провела детальное исследование текстиля, найденного в бассейне реки Тарим, и обнаружила поразительное сходство с тартаном (Тартан - орнамент, образованный саржевым переплетением нитей, заранее окрашенных в разные цвета, в результате чего образуется клетчатый узор, состоящий из горизонтальных и вертикальных полос, а также прямоугольных областей, заполненных диагональными полосками. Тартан используется для расцветки шотландки и может символизировать определенный клан, а также местность или организацию. Шотландские килты практически всегда имеют рисунок тартан), который используют в северо-западной части Европы. Исследовательница выдвинула версию о том, что материал, найденный в могилах таримских мумий, и европейский тартан имеют общее происхождение. Согласно существующим свидетельствам, он появился в районе Кавказских гор по крайней мере 5000 лет назад.

В особенно хорошем состоянии находится так называемый «черченский человек» - мумия, найденная в захоронении у берегов реки Черчен на востоке пустыни Такла-Макан. В научном исследовании Элизабет У. Барбер  дается подробнейшее его описание. Он выглядит так, что посетители музея невольно заговаривают шепотом, как бы опасаясь разбудить черченца. Покоится он в позе человека, уснувшего в гамаке, - приподняты голова и колени. Хорошо сохранилась одежда: халат, подпоясанный плетеным жгутом, и ярко раскрашенные вязаные чулки. Все это - из овечьей пряжи. На левой ноге - высокий кожаный чувяк. Лицо у черченского человека светлое. Слегка вьющиеся светло-коричневые волосы заплетены в две спускающиеся на плечи косы - из двух, а не из трех, как некогда у китайцев, прядей. Легкая седина дает основание полагать, что умершему, как мы уже говорили, было за 50. Он отличался завидным ростом - почти два метра. Но, главное, нехарактерным для азиатов является крупный, выдающийся на лице нос. По сумме внешних признаков ученые делают предположение: черченский человек - прямой предок нынешних европейцев.
В том же захоронении были останки трех взрослых женщин. Тело одной из них тоже не подверглось тлену, и ее мумия находится в превосходном состоянии. Эта женщина была под стать черченскому человеку - ростом 191 см. Того же неазиатского типа лицо со следами цветной косметики, такие же светло-коричневые волосы (сегодня сказали бы - рыжеватая шатенка). В косы добавлены по две пряди не своих волос. Видимо, и тогда ценились тяжелые косы. Одежда - из вязаной овечьей шерсти.
Рядом с основным захоронением археологи обнаружили могилу трехмесячного младенца, лежащего на войлочной подстилке и подушке из белой овечьей шерсти. При нем - сосудик из коровьего рога и, скорее всего, самая древняя соска из овечьего вымени.
Еще одно захоронение, мумии из которого находятся в музее, расположено в районе города Хами, что в 480 км к востоку от Урумчи, в месте, которое уйгуры называют Кызыл-чока (Красный холм). Эти мумии сохранились хуже, чем черченский человек, но и они не оставляют сомнений в расовом с ним родстве и идентичности материальной культуры. Однако есть многозначительное, с точки зрения Элизабет У. Барбер, отличие: материя, из которой изготовлены одежды на этих мумиях, по расцветке и орнаменту очень напоминают клетчатую кельтскую шотландку. Исследовательница отмечает в этой связи, что кельты - не коренные жители Британских островов. Они начали проникать туда только в IV в. до н. э. из Центральной Европы, где до этого обитали уже тысячу лет. По описанию древних греков и римлян, немало натерпевшихся от воинственных кельтов, в ту пору это были рослые светловолосые люди. В Европе они облюбовали территорию нынешних Австрии и Венгрии. Судя по их стоянкам в тех краях, древних кельтов особенно привлекли месторождение соли (район австрийского Зальцбурга). Как тут не вспомнить, что именно в соляных отложениях хоронили своих усопших современники черченского человека!
К тому же при раскопках в Австрии в местах стоянки кельтов были обнаружены полуистлевшие клетчатые пледы, которые по рисунку, манере изготовления и даже весу материала на единицу площади изделия идентичны тем, что были найдены в Синьцзяне.
Среди многочисленных предметов одежды в могилах мумий были обнаружены: халаты, шапки, юбки, плащи, брюки из тартана и полосатые шерстяные чулки. В могильнике Субиши, расположенном в северной части Шелкового пути, найдены три женских мумии, датируемых 500-400 гг. до н. э., в очень высоких шапках в крапинку, за что их прозвали «ведьмами из Субиши». Высокие колпаки - это типичный славянский жреческий атрибут, здесь, в частности, имеется в виду типичные одеяние славянских ведуний – жриц богини Мары. Ношение высоких колпаков жрецами скифами-славянами засвидетельствовано Геродотом в «Истории» и Лукианом Самосатским (120—180 гг.) в труде «Токсарис, или дружба», которые писали о знаменитых жрецах – энареях, которым «одним свойственно превращать людей в бессмертных…»
Такого же типа колпаки употреблялись и жрицами Мары. У восточной окраины города Козельска в 2012 году обнаружен дендроглиф богини Мары, поясное изображение которой венчается подобным колпаком. На некоторых фотографиях отчетливо виден головной убор, который бросается в глаза родным для нас видом – это шапка… северо-русских коробейников, которые были на Руси в обиходе до середины XIX века! Не свидетельство ли это живучей генетической памяти единого народа?
Кем же были эти «европейцы» и что они делали в Китае? Ареал находок так широк, а их датировка охватывает такой большой промежуток времени, что о существовании одного племени не может быть и речи. Наверняка эти группы населения являются представителями нескольких крупных миграций, можно сказать, целого переселения племен и народов, которые двигались на восток с различных территорий на протяжении тысячи лет и даже более.
В некоторых китайских источниках I тыс. до н. э. имеются упоминания о жителях бассейна реки Тарим той территории, где были найдены мумии, и они могут стать ключом к разгадке происхождения хотя бы части находок. В частности, говорится о группе «белых людей с длинными волосами», которых называли «бай». Они жили на северо-западных границах Китая, и китайцы, по-видимому, покупали у них нефрит. Известно, что на этих землях жили юэчжи, о которых в 645 году до н. э. упоминает китайский автор Гуань Чжун. Юэчжи поставляли китайцам нефрит, который добывали в расположенных неподалеку горах Ючжи провинция Ганьсу. После разрушительных набегов кочевых племен гуннов большая часть юэчжей перебралась позднее на север Индии, где создали Кушанскую империю.
Портреты царей юэчжи на монетах натолкнули некоторых исследователей на мысль, что это могли быть люди только европеоидного типа. Еще одной народностью, населявшей эти земли, были тохары – западные племена, говорящие на индоевропейских языках. Некоторые ученые справедливо полагают, что юэчжи и тохары, в сущности, одни и те же племена, называемые по-разному. 
Территория на западе Китая, где были обнаружены мумии европеоидов, а именно северо-восточная часть бассейна реки Тарим и расположенные к востоку от нее земли у озера Лобнор, соответствуют ареалу тохарских языков в будущем. В китайских источниках говорится о том, что у тохаров были светлые или рыжие волосы и голубые глаза, и на фресках IX в. в буддийских пещерах, расположенных в бассейне реки Тарим, изображены люди с ярко выраженными чертами европеоидной расы. Известно, что тохары после нападения гуннов не покинули бассейн реки Тарим, а позднее заимствовали у населения Северной Индии буддизм. Культура тохаров существовала, по меньшей мере, до VIII века, пока они не смешались с тюркскими племенами уйгуров, пришедшими из восточных азиатских степей.
Хотя в бассейне реки Тарим вместе с мумиями никогда не находили тохарских текстов, одно место проживания и тохарские рисунки, изображающие людей европеоидной расы, свидетельствуют с большой долей вероятности о том, что по крайней мере некоторые мумифицированные жители этого региона были предками тохаров. Судя по остаткам текстиля, происхождение которого связано с кавказским тартаном с юга России, и данным лингвистики, которые указывают на то, что индоевропейские языки берут начало в этом же регионе, миграции начались с района Кавказских гор в глубокой древности.

Из досье историков:  волны миграций

Доктор Элизабет Барбер выдвинула гипотезу о двух волнах миграции, которые начинались на северо-западном побережье Черного моря – предполагаемой прародины индоевропейского населения. Первая миграция – западная, в результате которой возникли кельтская и другие европейские цивилизации. Другая миграция связана с предками тохаров, которые двигались на восток, в Центральную Азию, и поселились в бассейне реки Тарим. Таким образом, таримские мумифицированные находки ставят под сомнение теорию об изолированном развитии западной и восточной цивилизации.
Археолог из центра изучения кочевников Евразии университета Беркли в Калифорнии Джанни Дэвис-Кимбэлл после первого осмотра мумий писала: «Сохранность деталей просто невероятная». При высокой температуре и исключительно низкой влажности на коже трупов сохранился даже нанесенный охрой орнамент. Мумии не утратили свои человеческие черты, и, по словам археолога, можно угадать их социальную принадлежность: они выглядят не просто как высохшие трупы, а как зажиточные воины, купцы, ремесленники, крестьяне... На них надеты одежды из тканей, вытканных из крашеных шерстяных нитей голубого, коричневого и зеленого цветов. 
Судя по находкам в могильных курганах, эти народы действительно не вели оседлый образ жизни. Они не оставили после себя практически ничего, кроме погребений. Однако они использовали курганы в течение нескольких столетий, и поэтому содержимое кургана очень много может сказать о племени, которое хоронило в нем своих высокопоставленных покойников. В нескольких курганах на территории Казахстана были похоронены женщины явно очень высокого общественного положения. В их могилах ученые нашли большое количество украшений, что типично для женских захоронений и, как ни странно, — мечи! 
«У этих кочевников женщинам наверняка принадлежала власть и собственность, они играли главную роль в ритуалах, на охоте и в бою», — продолжает Д. Кимбэлл, руководившая четырьмя археологическими экспедициями в районе Покровки, на российско-казахстанской границе. Вместе с российскими коллегами она обследовала 50 захоронений кочевников-сарматов, которые в VII—III вв. до н.э. жили в степях между Доном и Южным Уралом. Женщины-воины, найденные археологами в кургане под Покровкой, вполне могут быть современницами Геродота, так называемыми «амазонками».
Их курганы представляют собой многоуровневые погребальные захоронения. Когда археологи дошли до пятого слоя, то обнаружили около 200 столбов, высота которых достигала 4 м. Они были покрыты черно-красными рисунками и напоминали весла огромного корабля1. Под каждым таким столбом находились лодки, перевернутые вверх дном и покрытые воловьими шкурами.  (В женских захоронениях археологи обнаружили деревянные изображения фаллосов, выполненных практически в натуральный размер. Сравнив эти находки с обнаруженными четырехметровыми столбами, археологи пришли к выводу, что они тоже были фаллическими символами. Более того, над лодками с останками мужчин возвышались столбы с плоскими верхушками, которые изначально исследователи приняли за подобие весел. Однако позднее они пересмотрели свои выводы и пришли к заключению, что эти столбы символизировали влагалище. Судя по всему, у этого народа существовал развитый культ плодородия. Антрополог Артур Вульф из Стенфорда также предположил, что столбы символизировали социальный статус умершего).
А под каждой лодкой лежали останки людей, на которых сохранилась даже одежда, в которой люди были похоронены. У них, например, были шляпы, украшенные перьями и удивительно напоминающие головные уборы жителей горных областей Тироля входившей в состав древнейшего славянского государства мира – Норик (Согласно латинским источникам в IV в. до н. э. иллирийское племя нориков объединило под своей властью несколько кельтских и иллирийских племен, а также племя венетов, образовав собственное государство в северо-восточных Альпах. Столицей царства была Норея. В «Повести временных лет» (начало XII в.) упомянуты некие «норики» как первые славяне. Вообще нориков, или таврисков ученые называют неким полиэтносом поздней античности, в котором прослеживаются кельтские, иллирийские и праславянские этнические элементы).


Сохранились шерстяные плащи с кисточками, кожаная обувь, кроме того, под каждой лодкой лежал погребальный инвентарь, в том числе плетеные корзины, искусно вырезанные маски и пучки хвойника, растения, которое использовалось либо в ритуальных, либо в медицинских целях.

Из досье этнографов: если верить Ибн Фадлану 

Тип захоронения и организация внутреннего пространства, а также погребальные принадлежности выявляют, что это типичные славяно-русские курганные захоронения. Доказательством являются: 1 – курганный тип, 2 – расположение недалеко от реки, 3 – тела были покрыты лодками, что свойственно только славянским захоронениям, 4 - у каждого тела в изголовье стоит столб, на котором были нанесены символы и руны.

Все указанные пункты характерны для славяно-русского погребения и полностью совпадают с описанным некогда обрядом захоронения богатого руса,  сделанным арабским писателем-путешественником и миссионером Ахмадом ибн ал-Аббас Ибн Фадланом, побывавшем на Руси в 921—922 годах. Мертвеца похоронили в большой лодье, положив в неё всё необходимое в соответствии прижизненного статуса покойного. После кремации был поставлен столб на кострище, на нём были нанесены имена умершего и князя, в правление которого он умер. После этого на месте кострища и врытого здесь в землю столба с именами был насыпан высокий земляной холм. Ибн Фадлан в своём описании только не уточнил, где проводился обряд, но можно быть совершенно уверенным – это происходило на берегу реки. Единственный отсутствующий элемент у таримских захоронений - это отсутствие кремации. Но и это вполне объяснимо: в разных славянских культурах различного времени и эпох чередуется практика между погребением в земле и погребение в урнах после кремации. 
Также подтверждает славяно-русское арийское происхождение таримских захоронений постоянно встречающаяся в погребениях славянская правосторонняя свастика.
Рядом с некрополем исследователи не смогли найти никакого поселения. И в этом особенность таримских захоронений: они значительно удалены от иных поселений древних людей. Возможно, эти люди жили довольно далеко и приплывали сюда откуда-то на лодках по еще существовавшей в древности реке. Возможно, они обитали здесь до тех пор, пока озера и реки не начали высыхать, а примерно к 400 г. либо вымерли, либо ушли из засушливой области в другие земли.
Как мы уже говорили, таримские мумии, найденные китайскими археологами в северо-западном Китае, принадлежат европеоидам. Наиболее ранние могут быть датированы XVIII в. до н. э., самые поздние — II в. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Неплохо сохранились ткани — войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком. Краниометрические данные свидетельствуют об антропологическом сходстве таримских мумий с носителями афанасьевской и андроновской культур Южной Сибири, которые, как общеизвестно, являются протославянскими культурами. То есть предположительно сарматам, тохарам и скифам — кочевникам из Северного Причерноморья. Это позволяет предположить, что индоевропейские племена, жившие от четырех до двух тысяч лет назад, двинулись на восток гораздо дальше, чем привыкли считать историки. На мумиях надеты просторные платья из очень тонких тканей, вязаные штаны и клетчатые юбки, из-под капюшонов и шапочек струятся по плечам рыжеватые или белокурые волосы. Прекрасно сохранившиеся продолговатые лица имеют глубоко посаженные глаза, крупные носы и тонкие губы — типичные черты белой расы. Даже трудно поверить, что эти «европейские» мумии тысячи лет пролежали в песках в западной китайской провинции Синьцзян. 
Значит, из степных просторов, лежащих к северу от Черного моря, кочевые народы — скифы, сарматы и тохары — проложили путь в далекий Китай?

Что же могут предположить сегодня ученые?
«Скифы принесли в Китай бронзовые орудия и искусство их производства. Они же научили азиатские племена делать колесные повозки», - предполагают некоторые из них.
«Клетчатые и диагональные узоры на тканях — североевропейского типа, — объясняют другие. — Вместе с покойником в могилу укладывали все, что требовалось человеку в повседневной жизни: горшки, гребни, иглы, пряжки и заколки из дерева и из кости, а также целые караваи хлеба и пучки трав. Очень редко в могилах находится оружие». 
Но недавно китайские исследователи во главе с доктором Гуй Чжоу из Цзилиньского университета в Чанчуне провели новый генетический анализ Таримских мумий и пришли к выводу, что у этих людей было смешанное происхождение: исследователи обнаружили европейские и сибирские генетические маркеры. У всех мужчин, останки которых были проанализированы, специалисты нашли Y-хромосомы, сегодня характерные для жителей Восточной Европы! Митохондриальные ДНК, которые передаются по женской линии, также указывают на Европу. Обнаруженные Y-хромосомы и митохондриальные ДНК имеют древнее происхождение! О широком распространении европеоидов во Внутренней Азии 2000-3000 лет назад свидетельствуют данные пазырыкской и таштыкской культур, а также некоторые письменные источники. Например, Плиний Старший сообщает, что цейлонское посольство ко двору императора Клавдия описывало жителей западного Китая как людей «выше среднего роста, с льняными волосами и голубыми глазами»!

Из досье этнографов:  кому не нужны русские надписи?
В могилах археологи, как они утверждают, не обнаружили никаких предметов, несущих на себе какие-нибудь виды письменности. К сожалению, также верхняя часть всех погребальных столбов, на которых были надписи, от времени пересохли или прогнили до такой степени, что от вершин остались лишь торчащие в разные стороны щепы. Но зато археологи находили в Таримской впадине рукописи, написанные на тохарских языках, однако датированные более поздним периодом — 500—900 годов.
Скорее всего, китайская Академия наук наложила запрет на изучение погребальных масок. На единственной выложенной в Интернете погребальной маске достаточно хорошо видны надписи, сделанные на… древнерусском языке. Поэтому, вполне понятна реакция китайских учёных и других специалистов из разных стран – делать вид, что они не замечают очевидного и продолжать публично заявлять о полном отсутствии письменности в погребениях таримского человека. Интересно, почему при наличии более сотни масок только одна выставлена на всеобщее обозрение, причём с наименее выраженными надписями? 
Другой вопрос - почему на некоторых лицах очень хорошо сохранились надписи, сделанные охрой, хотя видно, что маску из охры пытались смыть каким-то раствором, и в большинстве случаев от природной краски остались одни лишь разводы… Значит, кто-то постарался побыстрее избавиться от надписей на русском языке? 
Не так давно министерство культуры КНР заявило, что «переписывать историю Китая они не будут», но, видимо, писать правду о носителях великой основополагающей цивилизации славяно-русов, часть которой, возможно, жила на территории Западного Китая, которая намного старше китайской, они, похоже, тоже не собираются. 
На лица были нанесены два типа изображений и надписей посредством: а) воска, на котором были выдавлены имена богов, и они прекрасно сохранились, б) надписи и рисунки, выполненные охрой. То, что лица многих мумий были покрыты масками, говорит об их высоком статусе: некоторые из них явно были жрецами, другие – князьями и знатью. На некоторых фотографиях группы таримских мумий видны написанные охрой имена русских ведических богов: Рода, Мары, единого небесного бога – Аса, также напутственных погребальных надписей - Мир. Нанесены на лица и шею усопших и более мелкие посвятительные  имена богов. При рассмотрении этих мелких деталей нужно использовать увеличительное стекло, чтобы убедиться в присутствии на лицах ещё более мелких надписей. 

До сегодняшнего дня ученые не пришли к единому мнению, кто именно из древних европейцев совершил длинную миграцию с запада на восток – были то кельтские или славянские племена, или же в марше длиной в тысячи километров и несколько веков участвовали разные этнические группы. 

По материалам книги Алексея Комогорцева, Николая Непомнящего
о загадочных народах мира, которая готовится к выпуску в издательстве «КонцептуалTV» 

ЕЩЕ  Тайны истории
 


Свежие публикации:



Новые книги

Исторический центр Лондона

News image

С.О. Ермакова.Исторический центр Лондона.В книге рассказывается о самых известных местах на карте столицы Великобритании — одного из прекраснейших городов мира. Читатель познакомится с историей и достопримечательностями Сити, Вестминстера, Вест-Энда, прогуляется по...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Прага

News image

Прага, уютно расположившаяся вокруг своего великолепного Града, обладает уникальным, почти волшебным характером. Его можно обнаружить и зимой, занесенным снегом, и весной, отраженным в музыке булыжных улиц — влюбое время года ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Атлантис Лайн

News image

"АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ"Россия, г.Москва, Новая Площадь, д.10тел. +7 495 787 25 10"ATLANTIS LINE SEA CRUISES"Russia, Moscow, Novaya Ploschad, 10tel. +7 495 787 25 ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры