Главная Интервью По всему свету навстречу своей мечте

По всему свету навстречу своей мечте

Федор Конюхов — один из самых знаменитых и универсальных путешественников. Установил множество мировых рекордов. Пересек, переплыл, покорил почти все, что есть на нашей планете. Он первый путешественник в мире, который достиг пяти полюсов Земли —  трижды Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюса высоты – Эвереста и мыса Горн — полюса яхтсменов.Первым в России совершил одиночный поход к Северному  (и третий в мире) и Южному полюсам и достиг их соответственно за 72 и 64 дня.   Первый россиянин, выполнивший программу  «Большой шлем» — посетил три полюса Северный, Южный, а также Эверест и «Семь вершин мира» — покорил высочайшую вершину каждого континента.  Совершил пять одиночных кругосветных плаваний на парусных яхтах и в одиночку безостановочно обошел вокруг Антарктиды. Установил мировые рекорды: на весельной лодке автономно пересек Атлантический океан за 46 суток 4 часа, а на макси-яхте в одиночку – за 14 дней и 7 часов. Прошел от  Канарских островов до  о. Барбадос на парусной яхте за 9, а от  Ямайки до Англии – за 16 суток. Также ему принадлежит рекорд пересечения Гренландии на собачьих упряжках – 15 суток 22 часа.  Член Союза художников и Союза писателей России. Почетный академик Российской Академии художеств. Написал 9 книг.   Награжден орденом Дружбы народов СССР. Премией UNEP "GLOBAL 500" за вклад в защиту окружающей среды. Обладатель приза ЮНЕСКО «За честную игру». Занесен в энциклопедию «ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». Действительный член Российского географического общества. Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия). Недавно совершил восхождение на девять высочайших вершин Эфиопии, главной целью которого является подготовка эфиопских альпинистов к восхождению на Эверест. В настоящее время пересекает Тихий океан на весельной лодке. В кирпичном особнячке, где  в конце XIX в. размещалась станция извоза, сейчас находится мастерская Федора Конюхова. На доме множество мемориальных досок, посвященных Семенову Тянь-Шанскому, Миклухо-Маклаю, Рудневу и другим великим путешественникам и мореплавателям. Тут же установлены памятники Дежневу, Ермаку, Ушакову, Нахимову. Вместо ограды — соединенные цепями якоря.  Во дворе - часовня, сооруженная путешественником в честь  Николая Чудотворца с поминальными досками погибшим морякам, альпинистам, путешественникам.

Поднимаюсь по узкой деревянной лестнице на второй этаж. Просторная комната с большим окном. На стенах почти впритык друг другу висят иконы. В левом углу стоит основательный деревянный стол, по его бокам лавки и на торце стул, больше похожий на трон: место хозяина. Напротив окна еще один большой стол, заваленный альбомами по искусству, бумагами и книгами, в основном, духовного содержания. Федор Конюхов — священник Русской православной церкви.
Множество уже написанных картин прислонены к стене и еще одна, внушительных размеров, стоит на мольберте. Не видно ни красок, ни кистей, и вообще комната скорее похожа на  рабочий кабинет, чем на мастерскую художника.
Снимаю куртку и тут же жалею об этом – в доме холодно.
 — Федор, вы, наверное, во время путешествий на СП привыкли к холоду и московские морозы вам теперь не страшны?
— К холоду невозможно привыкнуть. Все его боятся. А полярники тем более, потому что знают, что это такое. Холод, как и жару, надо уметь терпеть.
— Вы занимаетесь экстремальными видами путешествий. Зачем вам это?
— Каждая моя экспедиция несет какую-то задачу – научную, творческую, рекламную, спортивную. Например,  считается, что человек один может вести яхту только в 60 футов (18 м 18 см). Я не согласен с такими ограничениями и говорю: «Я — одиночка, и хочу вести яхту длиной 28 метров». Мне отвечают: «Это невозможно». А я уверен, что можно. Выхожу и делаю! И становлюсь единственным человеком в мире, который в одиночку провел 28-метровую яхту.
Сейчас уже одиночки начинают на 24-метровых яхтах ходить — русский же сходил на 28-метровой, почему я не могу на 24-метровой?
Я хочу построить яхту 75 футов (25 м) с тремя мачтами по 35 м и сделать три оборота вокруг света без захода в порты, пройдя через все ветра и ураганы. И все ради того же  — сделать и доказать!
В 2000 г. я понимал, что во французской одиночной, безостановочной кругосветной парусной гонке «Vendee Globe»  я проиграю. Но знал, что мне надо идти, потому что никогда ни Советский Союз, ни Россия в ней не принимали участия.
То же самое IDITAROT. Россияне более десяти лет не участвовали в этой самой протяженной в мире гонке на собачьих упряжках. Поэтому в 2000 г. я пошел, потому что считал, что русские должны там побывать и для того, чтобы пример показать.
Сейчас идет потепление, поэтому трудно поставить полярную станцию на лед, как это делал Папанин. Мы в Петрозаводске разработали полярно-дрейфующую станцию, на которой люди будут жить и работать. Обратились к властям, они говорят: «Кто докажет, что это реально?»
Мы нашли спонсора, и сейчас в Карелии строим станцию. Там будет две каюты, маленькая часовенка для молитвы, лаборатории, душ, туалет. Ледокол привезет ее на Шпицберген и дальше я уйду на ней в одиночку на два года через Северный полюс и докажу, что все возможно.
— А есть ли у вас задача переступить через себя, прыгнуть выше головы?
— Тому, кто хочет покорить Эверест, дойти пешком до Северного полюса или увидеть с палубы парусной яхты мыс Горн, нужно сначала  преодолеть самого себя. Наоми Уэмура говорил, что путешествует, чтобы расширить пределы человеческих возможностей.
Французы же прошли за 45 дней! Сейчас на Луну легче слетать, чем обойти вокруг света за такое время. Никто не выдерживает такую скорость. Человечество — это шесть миллиардов человек, а только они смогли!
Я раньше любил футбол — сам играл, болел за «Спартак». Теперь не могу его смотреть. Ну, бегают, на трибунах кричат. Мне это неинтересно, потому что видел, как эти парни на яхтах несутся в Южном океане, где айсберги и ураганные ветра, как они работают, непрерывно день и ночь. Если привязаны и выпадут, их тут же разорвет, и каждую секунду они могут перевернуться. Вода ледяная. Никто к ним не долетит и не спасет. Конечно, после этого футбол мне скучен.
— Вы вновь собираетесь в кругосветное плавание на парусной яхте. Зачем, ведь вы уже пять раз обошли вокруг света?
— Сегодня у нас три мировых океанских державы – Франция, Великобритания, США. Страна считается океанской державой, если ее судно, выйдя из Ла-Манша, вернется туда, обойдя вокруг света за 80 дней. Французы сейчас обошли на паруснике-катамаране вокруг света за 45 дней и 13 часов. Вторыми идут англичане – 62 дня. Третьими – американцы – 68.
Я хочу построить яхту и пройти хотя бы за 79 дней (мы никогда рекорд французов не побьем), чтобы нам стать четвертой океанской державой.
Когда  разговариваю об этом с властями, они отвечают, мы не можем лишь участвовать, нам нужна только победа. А как можно быть впереди, если на 50 лет отстали? Мы должны постепенно наверстывать опущенное и, может быть, когда-нибудь вырвемся вперед. Но кто-то должен первый начать!
Часто, когда ложусь спать (я стал священником, мне надо много молиться), я лежу и думаю, что вот умру, и никто больше за это не возьмется...
— Многие хотят стать путешественниками. Но мало кому удается осуществить свою мечту. Как вы думаете, почему?
— Николай Пржевальский очень точно сказал. «Путешественником надо родиться». Сейчас многие называют себя путешественниками. Съездил за границу – путешественник. В Сочи на пляже лежит и тоже — путешественник. Путешественник – это образ жизни. Ко мне часто приходят молодые люди и говорят, что хотят быть путешественниками. А я их спрашиваю: «А почему бы тебе не стать музыкантом, поэтом, писателем, ученым, артистом?»  Отвечают: «У меня нет таланта». А почему они уверены, что у них есть талант путешественника?
Человек не может родиться без таланта и судьбы. Но не каждый им следует. Например, ему дано быть поэтом, а он идет в экономисты и наоборот.
Вы приехали к Федору Конюхову, как к путешественнику, но никогда не придете ко мне, как к художнику. Хотя я считаю, что больше художник, чем путешественник. Я закончил в Париже Академию изящных искусств, член Союза художников России. Написал свыше трех тысяч картин. Но меня никто не знает как художника. Я не обижаюсь. Значит, мои полотна не тронули людей,  я им меньше уделял внимания, недостаточно выставлял. Я уже сорок лет путешествую. Если бы я все эти годы отдал только искусству, то меня знали бы, как художника. Но в том, что касается путешествий, я ни о чем не жалею. Если бы у меня была возможность начать все сначала, то я бы жил точно так же, только постарался бы делать все быстрее, чтобы побольше успеть.
— А как отличить талантливого путешественника от неталантливого? Какие критерии?
— На этот вопрос я не смогу ответить. Если у живописца спросить, кто самый талантливый художник в России, то каждый подумает, что это он сам. А на самом деле это определяют люди по его произведениям. Кто-то тысячи картин написал, и они не трогают душу, а кто-то только одну, но она проникает прямо в сердце.  Так и путешественник. Можно совершить только одну экспедицию, а она останется в памяти людей, а можно ходить и ходить…
— Почему, когда люди с одинаковой степенью подготовки идут в экспедицию, одним удается дойти до цели, например, покорить Эверест, а другим — нет?
— Когда идешь на Эверест, надо все оставить. В голове должен быть только Эверест. Потому что там решается так — либо ты взойдешь, либо  погибнешь. Если выходя на восемь тысяч, будешь думать о бизнесе, о детях и так далее, то не дойдешь. Все силы — духовные, физические — должны быть направлены только на вершину. Тогда ты поднимешься и обрадуешь семью своим возвращением.
Люди часто опускают руки, теряют дух и не выкладываются полностью. Я, глядя на них, думаю: почему они не могут это сделать? Ведь я же смог! После антарктической кругосветки меня с яхты почти что вынесли на руках. После мыса Горн  я повернул в ледяные арктические воды. Там есть места, где нет связи со спутником, и совсем не ходят суда. Там я особенно остро ощутил, что на Земле живут миллиарды людей, а я все равно один. Вокруг — только мороз и айсберги. Когда после работы на палубе я спускался в каюту, я не мог пошевелиться от изнеможения. С Эльбруса спускался ослепшим и только благодаря другу Евгению Виноградскому вернулся. После путешествия на весельной лодке меня выносили на руках, потому что после многомесячного плавания мышцы атрофировались и ноги не двигались.
— Для того чтобы выжить в разных экстремальных условиях, нужны специальные знания?
— Конечно. Они приходят с опытом. Во время первых полярных экспедиций я научился ставить в пургу палатку, сооружать эскимосский дом-иглу, ремонтировать примус на морозе, стоять на тонком льду, сушить на теле мокрые носки и многому другому. Специальные знания необходимы для одиночных путешествий, хотя бы просто для того, чтобы сохранить жизнь. Но есть еще одна крайность. Когда человек превращается в крутого профессионала, это порой бывает очень опасно. Он думает, что все ему по плечу, перестает замечать угрозы для жизни и допускает ошибки. Почти все путешественники — одиночки-профессионалы погибают трагически.
— Как долго вы готовитесь к экспедиции? Часто ли потом сталкиваетесь с неожиданностями или непредвиденными ситуациями?
— У меня не было неожиданностей, потому что я никогда не ходил просто так — взял и пошел. Я стараюсь браться только за большие предприятия и готовлюсь к ним основательно. Наоми Уэмура говорил, что если плохо подготовил экспедицию, то ты из нее не вернешься. Путешествие вынашивается так же, как картина. Я в 15 лет переплыл на весельной рыбацкой лодке Азовское море, а через 36 лет – Атлантический океан. Видите, какой временной разрыв! Все эти годы я готовился. Я завершил это плавание, установив мировой рекорд, в декабре 2002 г. Сейчас лечу в Англию заказывать весельную лодку, чтобы переплыть Тихий океан. Все это время я вынашивал идею ее конструкции — почти десять лет!
Я тщательно изучаю экспедиции других путешественников: маршрут, какое расстояние они проходят за день, что берут с собой, анализирую, смогу ли я сделать то же самое. На это уходят годы. Годы!
Чтобы совершить то, что не удалось Георгию Седову — дойти в одиночку до Северного полюса, я готовился ровно тридцать четыре года. Участвовал в двух экспедициях под руководством Дмитрия Шпаро — ходил на лыжах до Полюса относительной недоступности и в составе канадской экспедиции по маршруту СССР — Северный полюс — Канада, затем пошел к Северному полюсу с первой автономной экспедицией «Арктика» во главе с Володей Чуковым. Кстати, я был третьим человеком в мире, который в одиночку дошёл до полюса.
Чтобы взойти на Эверест, 21 год занимался альпинизмом. Я весь в шрамах, побит и переломан. Поднимался на Тянь-Шань, покорил пик Коммунизма. Прежде, чем пошел в кругосветное плавание, 19 лет занимался парусным спортом. Прошел 14 тыс. миль в условиях океана, стал заслуженным мастером спорта. На подготовку к экспедиции на Южный полюс у меня ушло пять лет. Чтобы участвовать в гонке IDITAROT — это надо пересечь всю Аляску, 1800 миль, на собачьих упряжках в 50-градусный мороз, —  пять лет жил на Чукотке, пробегал на собаках каждый день по 150-180 км. Я мастер спорта по велоспорту, по лыжам. Я не хвалюсь, просто хочу сказать, что раз мастер, значит, я много работал. Но, как сказано в Святом Писании, если ты находишься здесь телом, а не находишься духом, то сие бесполезно. Ты должен сначала духовно пройти этот путь, а потом уже подтянуться физически.
— Что это значит — духовно пройти путь?
— Когда-то я вел дневник — как я обойду вокруг света. Сидя дома, в мастерской, писал: день такой-то, пройду столько-то миль, будет портиться погода, встречу дельфинов, китов и так далее. Потом, выйдя в плавание, я начал сравнивать. Многие события совпали.
Когда 11 мая 1992 г. мы с Женей Виноградским поднялись на Эверест, то я ничего нового не открыл. Стою и чувствую, что все это я уже видел! Потому что много читал, смотрел фильмы о вершине, фотографии, разговаривал с альпинистами.
Так же, когда первый раз шел вокруг мыса Горн в 1991 г. Вышел на палубу — шторм, солнце садится, тучи, ураган, на горизонте скала мыса Горн, альбатросы парят в воздухе. А я стою и, как будто уже здесь бывал — у меня перед глазами знакомая картина.
— То есть вас все время в конце пути ждет разочарование?
— Разочарования нет, потому что выполнил то, что задумал. Но я понял, что духом я уже здесь был, мне оставалось только тело принести.
Больше надо готовить себя духовно, чем физически. Это я сейчас осознаю. Вот в 60 лет я иду на Эверест, силы у меня уже не те, что были в 41 год, во время первого восхождения, и я должен найти такие ключи, чтобы духом, опытом взять, а не телом.
— Когда вам еще приходилось выигрывать за счет опыта и духа?
— Когда  переплывал Атлантический океан на весельной лодке. Мне было 50 —лет. Со мной плыл француз-гребец, сильный парень 28 лет. Ему французы строили лодку, мне — англичане. Я иду через Атлантику за 46 дней, он гребет 58. Все говорили: «Старик побил молодого!».  Но они не учли, что я этот путь через Канары на Барбадос уже 15 раз прошел на яхте, а он – в первый раз. Я выбрал течение, точно все рассчитал. Он брал силой, а я опытом.
То же во время Трансгренландской экспедиции. За мной рекорд по пересечению  Гренландии на собачьих упряжках. Вышли. Я уже был в возрасте, и мне помогал молодой эскимос, 38 лет, охотник.  Против нас - датчане — молодые сильные парни. Наши собаки бегут один к одному. Я понял, что на скорости мы их никогда не обгоним. Гнать собак нельзя — если загонишь, пропадешь. И мы стали выигрывать временем — им надо два часа для обустройства лагеря, нам — полтора. Я быстро ставил палатку: у меня большой опыт, я уже их столько поставил, быстро кормили собак. Так мы каждый день на 30-40 минут дольше спали, значит, наши собаки тоже больше отдыхали. В итоге, из-за этих маленьких кусочков мы прошли маршрут за 16 дней, а они за 19.
— Что вы посоветуете людям, которые хотят, как вы, стать путешественником?
— Должны быть цель, задача. Вот люди говорят — пошел Конюхов, но они не знают, что за этим стоит. Необходимо годами готовиться. Время нужно. И терпение. Когда я занимался в 1973-75 гг. в яхт-клубе в Находке, мой наставник, капитан Юра Куликов спросил: « Почему ты хочешь заниматься парусным спортом? Отвечаю: «Для того, чтобы в одиночку обойти вокруг света». Все стали смеяться надо мной: «Куда? Кому это надо? Тебя никто не пустит! Тебе не разрешат!» А Юра наедине мне сказал: «Федя, занимайся, и ты пойдешь». «А когда?» «Возможно, пройдет 20-30 лет. Ты тренируйся. На яхте можно пойти и в 60 лет. Рано или поздно наша железная дверь приоткроется, а ты стой первый. И как это случится, сразу же иди».  Я стоял у двери первый и ждал. Шел 1976 год. Яхты от берега не отпускали дальше, чем на 12 миль. Я продолжал тренироваться. Ходил на яхтах в тех районах, где было разрешено, главным образом, на Дальнем Востоке  — Камчатка, Командорские острова, Сахалин. И через 19 лет, когда к власти пришел Горбачев, выскочил на свободу — вылетел в Австралию, купил яхту и ушел на ней вокруг света навстречу своей мечте.

Интервью вела Марина Круглякова
konuh-3konuh-1konuh-6konuh-5konuh-7konuh-2

ЕЩЕ  Интервью
 


Свежие публикации:



Новые книги

Сергей Пасенюк "КОМАНДОРСКИЕ ОСТРОВА"

News image

Сергей Пасенюк.КОМАНДОРСКИЕ ОСТРОВА.Этот альбом — документальный рассказ о затерянных в океане Командорских островах — Беринга и Медном, — изъеденных океанским сквозняком осколках Алеутской гряды, некогда соединявшей два материка. По счастливой сл...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Болгария

News image

Расположенная на слиянии Запада и Востока, холодного континента и теплого Черного моря, Болгария раскрывает свои неожиданные прелести. Тамошние горы пересекают почти девственные места, где живут медведи и скрываются монастыри с ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры