Главная

Прогулки по Мадриду

Мадрид. Plaza MayorПродолжение.

Пласа-Майор
Главной достопримечательностью «Мадрида австрийских королей» по праву считается Пласа-Майор, которая долгое время была главной площадью города (она так и переводится — Главная площадь).

Величественная, стройная, благородная, строгая, королевская, народная — какими только эпитетами не награждали эту площадь испанские поэты! Правда, все восторги относятся к более позднему периоду, а в прошлом Пласа-Майор никакими архитектурными достоинствами не отличалась. Ее история восходит к эпохе короля Энрико II. Тогда она была известна под названием Аррабаль (пригород, предместье). И действительно, площадь первоначально находилась за городской стеной, сразу за «Воротами Гвадалахары». Постепенно она приобрела значение важнейшего рынка, и Филипп II приказал архитектору Хуану де Эррере перестроить старую площадь. Но проект так и не был осуществлен. В 1619 г. при Филиппе III площадь все же переделали.

Нельзя сказать, что после реконструкции Пласа-Майор стала верхом совершенства: фасады симметрично расположенных домов были лишены каких-либо украшений и имели довольно унылый вид. Выделялось лишь двухэтажное здание, которое до сих пор сохранило свое название — Каса-де-Панадерия (Булочная). Этот дом еще в 1590 г. приобрел муниципалитет, чтобы разместить внизу одну из трех булочных, снабжавших королевский двор. Год спустя деревянные столбы, которые поддерживали выступающий второй этаж здания, образовывающий крышу над тротуаром, были заменены на гранитные. Другие же дома покоились на деревянных сваях. Не случайно площадь не раз становилась добычей огня.

Архитектор Хуан де Вильянуэва, которому поручили восстановить Пласа-Майор, соединил все дома по периметру площади, проделал в них арочные проезды и заменил, где это оказалось возможным, дерево на камень. Работа затянулась на 60 с лишним лет. Лишь в 1853 г. были ликвидированы последствия пожара в восточной части площади.


Сейчас она выглядит почти такой, какой ее задумал Вильянуэва. Практически Пласа-Майор представляет собой большой двор внутри четырехугольника, сторонами которого служат одинаковые по стилю дома. Девять ворот Пласа-Майор — это сквозные арки, прорезанные в зданиях.

Панадерия не была булочной в обычном понимании этого слова. Лишь в нижней части четырехэтажного дома, по стилю напоминающего дворцы знатных вельмож той эпохи, торговали хлебом и булками. Дело в том, что монарх был негласно связан с хлебной коммерцией и булки пополняли не только его стол, но и казну.

От булочной к мясным лавкам
Балконы на здании Панадерии по праву выполняли свою историческую миссию. Во время праздников, казней, коррид нижний балкон неизменно занимала королевская семья, а верхние делили между собой придворные — в зависимости от ранга. Внутри Панадерии на верхних этажах находились роскошные залы, где во время праздников давались пышные приемы и отдыхали их величества, утомившиеся от зрелищ. Позже в здании размещалась Академия благородных искусств, а потом Академия истории. С 1880 г. здесь хранится юродской архив.

В королевском салоне Панадерии и сейчас можно видеть старые фрески, выполненные художниками разных эпох.

Напротив Булочной, как свидетельство соперничества двух цехов, была построена Каса де Карнисерия (карнисерия — мясная лавка). Балконы этого дома в дни зрелищ тоже считались вполне престижными ложами. Да и все другие балконы — всего их насчитывалось 477 — тоже распределялись в зависимости от положения и финансовых возможностей зрителей. Из-за мест на балконах возникали ссоры, часто заканчивавшиеся дуэлями. Однажды случилось так, что фаворитка Филиппа IV, известная в народе под именем Марисапалос, осталась без достойного места накануне важного зрелища. По приказу короля за одну ночь к Панадерии приладили еще один балкон, который с тех пор, с XVII в. называют именем королевской любовницы. В торжественные дни по краям площади расставляли деревянные многоступенчатые трибуны, которые в другое время хранились в Мадрид. Королевский дворецПанадерии. Всегоже площадь могла вместить до 50 тысяч зрителей — число по тому времени немалое.

Гордый Кальдерон
В дни праздников площадь украшали яркими полотнищами и цветами. После одного из пожаров, когда должен был прибыть очередной иностранный гость, художники затянули холстом фасады сгоревших зданий и, как свидетельствуют современники, с удивительным мастерством изобразили на нем бывшие дома. Как видим, предшественники «потемкинской деревни» и грандиозных голливудских кинодекораций появились на Пласа-Майор еще в XVII в.

На площади состоялись премьеры пьес Лопе де Вега, Кальдерона де ла Барки, Белеса де Гевары. Здесь нашел свой конец знаменитый маркиз Родриго Кальдерон, мужественное поведение которого вошло в пословицу. (Когда в Испании хотят подчеркнуть благородство человека, говорят: «У него больше гордости, чем у дона Родриго в петле».) Правда, пословица нарушает историческую правду: Кальдерон, происходивший из знатной семьи, был избавлен от унизительного наказания черни — повешения. Ему «благородно» отрубили голову.

На казнь как на праздник
Пласа-Майор была торжественно открыта 15 мая 1620 г. по случаю причисления Исидро к лику святых, в связи с чем были зачитаны стихи Лопе де Вега. Это было первое «массовое мероприятие», проведенное на площади. Длилось оно восемь дней. С тех пор каждый год 15 мая отмечается главный праздник мадридцев — День святого Исидро, патрона города. Длится он две недели, но, к огорчению мадридцев, нерабочим днем объявляется всего лишь один день — 15 мая.

На следующий год после открытия площади там были проведены «королевские праздники» в честь Филиппа IV. По такому случаю цены на балконные места многократно увеличились: за первый этаж — десять дукатов, за второй — восемь, за третий — шесть, за четвертый — четыре дуката. Цены на билеты сохранялись на том же уровне и 24 октября того же года, когда на площади казнили маркиза Родриго Кальдерона. В 1622 г. на площади канонизировали сразу четырех святых. Трудно сказать, почему организаторы решили провести «прием в святые» списком: может, потому, что скопилась большая очередь, пока ждали окончания строительства достойной сцены, а может быть, решили сэкономить на расходах и объединили четыре мероприятия в одно. А расходы-то были, видимо, немалые: ведь после официальной части состоялась и «художественная» — коррида, фейерверк и представление комедии Лопе де Вега. Даже в подобных случаях испанцы ухитрялись сочетать строгие религиозные правила и безудержное веселье. Церковь не могла не учитывать эту черту национального характера.

В дни казней площадь Пласа-Майор также до отказа заполнялась толпой, жаждущей зрелищ. Здесь в 1648 г. были обезглавлены генерал Падилья и маркиз Де ла Вега, обвиненные в заговоре против короля, сожжен на костре некий Бенито Феррер за то, что он выдавал себя за священника. Особенно много зрителей собирали аутодафе — суды инквизиции над еретиками. В 1680 г. инквизиция учинила на площади суд над восемьюдесятью еретиками. Из них 21 человек тут же был сожжен на костре. Король и королева 12 часов наблюдали за жуткой расправой с балкона Панадерии.

Пласа-Майор была первой «монументальной» площадью Мадрида, где начали проводить корриды. До этого бои с быками проходили на импровизированных площадках, которые для такого случая огораживали деревянными щитами.

Бронзовый Филипп
Нынешнюю арену на слиянии улицы Алькала с кольцевой дорогой тоже часто называют «Монументаль» — то есть постоянное, главное место проведения коррид.

В самом центре площади на гранитном постаменте возвышается бронзовая скульптура короля Филиппа III на коне. Этот памятник монарх заказал известному фламандскому мастеру Хуану де Болонье, который с успехом оспаривал в Италии первенство среди знаменитых ваятелей того времени. Монумент был доставлен в Мадрид из Флоренции братом и зятем скульптора, за что король щедро отблагодарил их. Это было в 1616 г., то есть в тот год, когда тут же, в Мадриде, умирал в нищете великий испанец — Мигель де Сервантес. Королю, озабоченному увековечением собственной персоны, не было никакого дела до какого-то писателя. И сейчас на Пласа-Майор стоит памятник Филиппу III. А спросите вы первого встречного испанца, чем прославил себя этот король, что он сделал для своей страны, — ответит далеко не каждый. Зато Сервантеса и его героев знают во всем мире.

Однако бронзовый Филипп III не сразу оказался на площади. Много лет он стоял в загородном парке Каса-де-Кампо, пока в 1848 г. Изабелла II (1830—1904) не приказала установить скульптуру на Пласа-Майор. Однако и тогда указания вышестоящих органов не всегда выполнялись быстро. Муниципалитету потребовалось 25 лет, чтобы снять скульптуру с пьедестала и на телеге, запряженной буйволами, перевезти в центр города. Еще год Филипп III пылился на складе Аюнтамьенто и лишь в 1874 г. занял нынешнее место. Надо заметить, что в свое время скульптура вызвала немало иронических замечаний в связи с непропорционально большими размерами лошади. В частности, Лопе де Вега написал в эпиграмме, что, если бы Троя увидела этот монумент, она бы побоялась быть вновь обманутой.

Николай Непомнящий, Андрей Низовский
Продолжение следует.

ЕЩЕ  Экспедиция
 


Свежие публикации:



Новые книги

Ватикан

News image

Ватикан.Ватикан — один из крупнейших центров христианской церкви. Одновременно это уникальный город-государство и единственная в современном мире абсолютная клерикальная монархия во главе с папой римским. Судьба Ватикана сложилась таким образом, что им...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Финляндия

News image

Страна гор и озер — излюбленное место отдыха как для любителей северной природы, так и ценителей цивилизации, плавно вписавшейся в естественные ландшафты. Размеренный ритм финской жизни — настоящий подарок жителю ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Информационно-туристический портал Тамбо

News image

Информационно-туристический портал Тамбовской ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры