Главная Новости Арзамас: «красивый город эрзя»

Арзамас: «красивый город эрзя»
24.07.2017 23:44

2-arz-2Считается, что название «Арзамас» произошло в результате соединения мордовских слов «эрзя», названия мордовского племени, и «мазы» - красное, красивое. Таким образом, можно перевести «Арзамас» как «Красивый город Эрзя». Город действительно расположен на живописном берегу реки Теши. К середине XVIII века к Арзамасу сходилось десять трактов, в том числе четыре - государственного значения. 
Город расположен в центре правобережной части области, в холмистой местности на высоком правом берегу реки Теши (притоке Оки) в 110 км от Нижнего Новгорода, в 410 км от Москвы на пересечении железнодорожных магистралей. Он включён в число городов, имеющих важное историческое и культурное значение, а его расположение на трассах туристских маршрутов в Сарово-Дивеевском и Болдинском направлениях делает его привлекательным для большого числа путешественников.
Одновременно с этим Арзамас - один из старейших городов Нижегородской области. 
Арзамасский район расположен на юге Нижегородской области. История поселений здесь уходит в глубь веков. Стоянки первобытных людей тут, по мнению археологов, были уже 50-24 тысячи лет назад.
Основан он как город-крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в 1552 году, когда шёл своим третьим походом на Казань. Арзамасу «велено быти на государевой службе». (Официально годом основания считается 1578 год).
В конце XVIII века арзамасский житель П. Мерлушкин записал одно из распространенных в то время преданий, согласно которому царь Иван Васильевич Грозный, идя летом 1552 года с войском под Казань, достиг расположенного в дремучих лесах на берегу Теши большого мордовского поселения. Жители со своими предводителями братьями Арзаем и Масаем встретили царя с покорностью и дарами. Царь объявил свою волю: заложить здесь город. Совершено было молебствие, и немедленно началась работа: рыли рвы, рубили и расчищали лес, заложили основание крепости и церковь в ней. Однако это предание не подтверждается историческими документами.
Так или иначе, крепость все-таки была основана на месте древнейшего эрзянского поселения и сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства, что отражено в гербе города.

Чем нам памятен Арзамас: русская Жанна Д’Арк
Россия постепенно восстанавливалась после разрухи, вызванной польской интервенцией. Восстанавливались из праха деревни, посады, города, возрождались ремесла. Крепостное право постепенно усиливалось, так что, причин для народных волнений, которые вылились в итоге в крестьянскую войну Степана Разина, было много. И личности появлялись поистине легендарные.
Одной из них признана Алена Арзамасская, повторившая судьбу героини Франции Жанны Д’Арк. Казалось бы, ничто не предвещало ей такой героической судьбы. Родилась Алена в крестьянской семье в Выездной слободе близ Арзамаса. Все, что о ней известно точно, можно почерпнуть из двух «отписок» царских воевод и нескольких упоминаний в книгах ее современников-иностранцев, которые были свидетелями подавления «бунта Стеньки Разина». Но народная память сохранила рассказы о подвиге этой русской воительницы - простой крестьянки, которая села на коня, взяла в руки оружие и повела тысячи людей в битву за справедливость и народовластие. Книгу о ее судьбе написал известный русский писатель Валерий Замыслов. Правда, рукопись долгие годы «пылилась в столе», и была издана только в 2002 году. 
Она очень рано стала вдовой и нашла для себя единственный выход – постричься в монахини женского Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала секреты народного врачевания. Однако монастырский быт тяготил молодую инокиню, поэтому в самый разгар разинского восстания «старица» покинула обитель. Осенью 1670 года она собрала вокруг себя беглых крепостных и двинула свой отряд на соединение с войском донского атамана Федьки Сидорова. По дороге к ней присоединялось множество крестьян мордовских, татарских и русских деревень, так что в конце пути в ее воинстве было уже несколько тысяч человек. Позже её отряд, объединившись с казаками, разбил войска царского воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. Почти два месяца Алёна и Федька вместе с городским кругом управляли городом Темниковом, что на территории нынешней Мордовии, отстранив от власти чиновничий аппарат и решая дела по справедливости.
Царский воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, посланный на подавление народного восстания, отправил против них войско во главе с воеводой Лихаревым. 30 ноября в пятнадцати верстах от Темникова у села Веденяпино повстанцы потерпели поражение, и в оставшийся почти без войска город был послан с отрядом полковник Волжинский. Когда отряд царских войск вошел в город, последние горстки восставших отчаянно обороняли воеводскую избу и собор. Алена укрылась в соборе, продолжая отстреливаться из лука. Она расстреляла все стрелы и, увидев, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась вниз к алтарю. В этой позе ее и обнаружили ворвавшиеся в храм солдаты. Среди них были иностранные наемники, и один из них оставил воспоминания об этом событии. Он восхищался в письме на родину мужеством этой женщины, одетой в боевые доспехи поверх монашеской рясы.
4 декабря в город вступил с войском князь Долгоруков. Позади этой процессии вели связанных одной веревкой «вора и еретика старицу, которая воровала и войско себе збирала, Алёну, Федора Сидорова, поддержавших восстание попов Савву и Пимена и еще 15 повстанцев». Приговор воеводы был беспощаден: приведенных к нему мятежников он велел повесить на Рябчиковой горе за рекой Мокшей. Алену вместе с ее «воровскими письмами и кореньями» было приказано сжечь в срубе на главной площади Темникова. 
Долго потом в народе передавались последние слова идущей на костер героини: «Если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!».
В 1719 году Арзамас - главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию. Число его жителей к 1737 году достигло почти 7 тысяч человек, лишь немного уступая Нижнему Новгороду. С 1779 года это уже уездный город. В это время формируется его торгово-ремесленная часть с развитым кожевенным, скорняжным, салотопенным, войлочным производствами. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями. 

Чем нам памятен Арзамас: пешком доходили до Москвы! 
Гуси! Их в Арзамасе и его окрестностях разводили с незапамятных времен. Да так успешно, что вывели свою, арзамасскую породу. В книге Ивана Абозина «Птицеводство», изданной в 1895 году, арзамасская порода гуся называется разновидностью тульской породы. Однако арзамасцы на протяжении сотен лет занимались селекцией, отбирая и оставляя на развод только крупных и драчливых птиц - первых хозяйкам на радость, а вторых - для развлечения. Поэтому арзамасский гусь весьма велик - почти с лебедя, и славен боевой силой. Птицы эти крайне выносливы и быстро набирают вес.
Разумеется, арзамасцы быстро смекнули, что птицу можно поставлять не только на ближние базары, но и чуть ли не в Москву. А так как гусь сильный - сам дойдет, то нечего на обозы тратиться да о хранении битой птицы заботиться - сплошная экономия. Поэтому перед ярмарками гусей откармливали от души. А чтобы они лапы свои перепончатые по дороге не стерли - тысячи птиц сначала прогоняли по разлитому вару, а потом по речному песку. Так на лапках появлялись весьма ноские башмачки. Гнать гусей в подпаски нанимались, как правило, подростки. Гуси шли медленно, им надо было давать время отдыхать. Стоит сказать, что по дороге они съедали каждую травинку, в обмен выстилая белым пухом и пером местность. Доходили до торга гуси уже не в форме - теряли вес. А потому еще недельку их просто кормили на новом месте и продавали живыми, на радость хозяйкам и кухаркам.
Весной, когда гусаки ухаживали за гусынями, арзамассцы развлекали себя гусиными боями. В боях есть свои правила, которые обывателю объясняют просто — гуси должны хватать друг друга за крыло, но не за шею или другие части тела. Выигрывает, как правило, наиболее терпеливый, так как при захвате птицы испытывают боль. 
Кстати, в российской истории арзамасский гусь прописался прочно. Екатерина, проезжая через Арзамас в июне 1767 года, остановилась в городе. Пока она принимала местных предводителей общества, ее фаворит Орлов был приглашен на гусиные бои и даже получил в подарок гуся-победителя. Вельможа также купил еще нескольких птиц, чтобы радовать себя этой забавой в своем имении.
А про литературный кружок «Арзамас», в который входили Пушкин, Жуковский, Вяземский, Плещеев, помните? На гербе его был жирный арзамасский гусь, и к столу на заседаниях подавали сами понимаете какое блюдо. А это означает, что бренду «Арзамасский гусь» уже несколько веков!
Гусь помогал арзамасским хозяевам поддерживать репутацию хлебосолов — гостей полагалось буквально уморить угощениями, как писали иностранные путешественники. Ну, а арзамасские невестушки выдавались замуж с подушками и перинами из гусиного пуха.
Не терять же такую историю! Поэтому был придуман фестиваль «Арзамасский гусь», который ежегодно возвращает гостей праздника в атмосферу истинно арзамасского радушия, гостеприимства и праздника.

Арзамас был также известен выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская юфть булгара вывозилась в Англию, Францию и Германию. В XVIII веке через Арзамас проходило до десятка важнейших торговых трактов — Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский, «большая дорога на Макарьев» и другие. В это время происходит бурное развитие города - растёт число его жителей, увеличивается торговля, развивается промышленность. Небывалый расцвет города этого периода вошёл в историю Арзамаса как «золотой век», который длился почти столетие, начиная с середины XVIII века.
Арзамасские купцы, славившиеся разнообразием и размахом торговых операций, быстро богатели. Результаты этого не замедлили сказаться на облике города.

Чем нам памятен Арзамас: монстр с неба 
В 1965 году в архиве города Арзамаса было обнаружено письменное свидетельство об исключительном по своей таинственности событии, случившемся в начале XVIII века.
В нем сообщалось: «Лета 1719 июня 4 дня. Была в уезде буря великая, и смерч великий был и град и многие скоты и всякая живность погибли... И упал с небы змий Божьим гневом опаленный и смердел отвратно. И помня Указ Божией милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и разных чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином... »
Этот необычный документ подписал земский комиссар Василий Штыков. К счастью для современных исследователей, он сделал и весьма подробное описание упавшего с неба чудовища. Вот оно: «В длину сей монструз от пасти до конца хвоста спаленного в десять аршин и пять вершков, и зубья в пасти той, яко у щуки, но, более того, и кривые, а спереди еще более в два вершка, а крылья, яко у нетопыря кожаные, и одно крыло от хребта Змиева длиной аж в девять аршин и десять вершков, а хвост зело длинен, уж в четыре аршина и пять вершков, лапы голые, с когтями, яко у орла и более, и лапы на крыльях четырехперстные с когтями ж, а глаза блеклы, но весьма свирепы».

2-arz-1
Выполняя указ Петра I, «змия» поместили в огромную бочку и залили «двойным вином», так в то время называли водку. Упавшего с неба «монструза» отправили в Петербург с попутным обозом.
Бытует версия, что обозники по дороге водку из бочки выпили, а протухшее чудище просто выкинули. Есть и версия, что змея все же доставили в Петербург, и там он просто затерялся в хранилищах Кунсткамеры или был выброшен по причине плохого состояния.
Если перевести размеры монстра в более привычные для нас меры длины, то получится, что длина монстра составляла около 7 метров 33 см, из них длина хвоста - около 3 метров, а самые большие зубы - 9 сантиметров. Размах крыльев монстра - около 13,6 метра.
Нет никаких упоминаний о перьях, наоборот, указывается, что крылья «кожаные», как у летучей мыши. Из описания Василия Штыкова становится очевидным, что в Арзамасе с неба упал типичный птерозавр. Такие существа жили в юрский и меловой периоды и, согласно общепринятой версии, вымерли вместе с остальными динозаврами 65 млн лет назад. Как же подобный монстр оказался в XVIII веке? Это главная загадка Арзамасского монструза. 
В 1781 году одновременно с другими уездными городами Арзамас получил проект планировки. Однако недостаточное знакомство проектировщиков с особенностями местного рельефа привело к значительной корректировке этого первого проекта, проводившейся в 1782—1784 годах, окончательный план нижней части города был выработан после пожара 1823 года. 
Особого размаха достигло строительство храмов, к началу XIX столетия было возведено 36 церковных зданий. 
Венцом храмостроительства стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Воскресенский собор, построенный по проекту М. П. Коринфского, стал главным украшением города. Этот собор сохранился, занимая доминирующее положение в облике и силуэте исторического центра Арзамаса.
В связи с усиленным церковным строительством в городе развивались художественные промыслы, в том числе иконописный. Иконописное ремесло со временем переросло в искусство и связано с Арзамасской школой живописи Александра Ступина.
Арзамасская школа живописи (1802—1862) была первой художественной школой в России. Здесь могли учиться и крепостные, получая при этом не только художественное, но и общее образование. Среди её выпускников: Н. Алексеев, В. Раев, И. Горбунов, Н. Рачков, К. Макаров, Р. Ступин. Начальное обучение живописи в школе Ступина получил Василий Перов. Их работы находятся в музеях Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Саранска.
Первоначально игравший главным образом роль сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, Арзамас постепенно начинает приобретать характер важного транзитного пункта на путях из центральных в юго-восточные районы страны. Вокруг него вырубаются леса, расширяются пашни, растет сельское население, а в самом городе развиваются ремесла и, прежде всего кожевенное и скорняжное, которые были занесны сюда ссыльными новгородцами. Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас становится церковно-миссионерским центром. Эта роль, как свидетельствуют царские отказные грамоты, подкреплялись широкой раздачей духовенству лучших земель в окружении города. 
К концу XVIII началу XIX веков Арзамас превращается в крупный транспортный узел и важный торговый центр. Наступал «золотой век» Арзамаса. Через него проходят большие тракты(Саратовский, Симбирский, Тамбовский, дорога на Макарьевскую ярмарку и др.,), связывающие Москву и Нижний Новгород с Южными и юго-восточными губерниями. Зимой и летом тянулись через город обозы, более сотни постоялых дворов обслуживали этот гужевой поток. Большое место в торговых оборотах Арзамаса занимали сало, хлеб, холст, а льняного семени и масла свозилось в таком количестве, что от цен на них здесь зависели цены по всей России. 

Чем нам памятен Арзамас: овощ простонародья
Арзамасский сорт лука культивировали с XVII века в пригородных сёлах Кичанзино и Красное на левобережной стороне Тёши. В этом районе исключительно благоприятные для лука почвы - легкие суглинки, мягкие, рыхлые и весьма плодородные.
Как и во всем мире, лук в России был любимым овощем простонародья, его широко использовали при лечении многих болезней. Веками разрабатывалась и совершенствовалась технология выращивания лука, приспособленная к местным природным условиям.
Многовековой опыт производства арзамасского лука условно можно разделить на 2 периода. Первый берет истоки с древнейших времен и заканчивается в 1909 году. Исстари здесь был распространен сорт с плоскими луковицами, похожий на бессоновский, предположительно от него-то и произошел арзамасский лук. 
В 60 - 80-е гг. XX столетия производство репчатого лука в Арзамасском районе превратилось в отрасль сельхозпроизводства. Выращивали 25 процентов от всего лука, выращиваемого в стране. Луководы были уважаемыми людьми в районе, они одними из первых стали Героями Социалистического Труда.
В эти годы была проведена колоссальная селекционная работа с местным сортом, который выращивается по настоящее время. 
Развивается Арзамас и как центр ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработке животных продуктов (скорняжное производство, кожевенное, войлочное, салотопенное и другие). В середине XIX века здесь их обрабатывалось на сумму более одного миллиона рублей в год и большая часть приходилась на скорняжное и кожевенное производство. Сырье поступало из приволжских губерний, а готовая продукция сбывалась во многих областях России, в особенности в южных ее районах, шла за границу. Достигшее большого развития ремесленное производство сосредоточилось не только в самом Арзамасе, но и распространилось в окружении, все более выявляя черты мануфактуры. Арзамасские купцы «золотого века», были истинно благочестивыми людьми, отличаясь предприимчивостью, простотой и мудростью. Их не ослепляло временное благополучие. Наживая капиталы, они заботились о процветании родного города. 
Наряду с ростом экономической роли Арзамаса росло и его значение как церковно-миссионерского центра. Большое развитие церковного строительства было обусловило возникновение в Арзамасе художественных промыслов - таких, как иконописный, золотошвейный, резьба из жести по дереву. Развивались высокохудожественные чеканное и иконописное искусство, позолота, иконостасная резьба. Без преувеличения можно сказать, что в ХУIII—ХIХ веках Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками, и поныне украшают многие храмы. 
Блестящей страницей в истории Арзамаса явилась золотая вышивка. Лавры первенства в золотошвейном искусстве держали монахини и послушницы Алексеевского и Николаевского монастырей. Отсюда вывозилась по всей России и за границу золотые вышивки, доведенные до возможного совершенства. 
В это время появилась и прославившаяся на всю Россию ступинская школа живописи, давшая ряд крупных художников, в том числе знаменитого В. Г. Перова. Это была первая в России провинциальная школа живописи. Она была организована уроженцем Арзамаса, академиком живописи А.В. Ступиным в 1801 году и просуществовала здесь 60 лет (до его смерти), за которые из нее вышло более полутораста мастеров живописи. 
Летом 1812 года после нападения армии Наполеон на Россию в Арзамасе был сформирован ополченческий батальон, на нужды которого жители города собрали 31000 рублей. С конца сентября Арзамас наряду с другими пунктами стал местом формирования 77 добровольческих батальонов по 1000 человек в каждом. Одновременно в городе пополнялись 9 егерьских полков. В Арзамас шло оружие. Сестрорецкий завод направил сюда 30 000 ружей, прибывали и английские ружья. В обмундировании и вооружении ратников принял близкое участие Сергей Львович Пушкин, отец поэта. Он направлен в Арзамас в начале 1812 года для отправки военных обозов. Арзамасцы выступили под своим знаменем. На закрашенном масляными белилами холсте вверху был изображен красный олень - символ герба Нижегородской губернии. Ниже золотом исполнен царский вензель, еще ниже размещались слова: "За веру и царя". Позднее овеянное боевой славой знамя было передано на вечное хранение в Арзамасский Воскресенский собор. 
На исходе 1812 года в городе стали появляться партии пленных французов. В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России арзамасцы воздвигли величественный Воскресенский собор, причем в основанном на свои средства - пожертвования жителей города составили свыше 500 тыс. рублей. 

Чем нам памятен Арзамас: «арзамасский ужас»
Это эпизод из жизни Л. Н. Толстого. В 1869 году в Арзамасе, куда Толстой приехал по делам, ночью его охватил жуткий, необъяснимый страх смерти, описанный им позже в повести «Записки сумасшедшего»: «Всю ночь я страдал невыносимо… „Я живу, жил, я должен жить, и вдруг смерть, уничтожение всего. Зачем же жизнь? Умереть? Убить себя сейчас же? Боюсь. <…> Жить, стало быть? Зачем? Чтоб умереть“. Я не выходил из этого круга <…> И я оставался один, сам с собой». «Всю жизнь… около его души трепетал „арзамасский ужас“», — напишет потом Горький. И действительно, легко увидеть след этих переживаний писателя в его самых экзистенциальных произведениях, вроде «Смерти Ивана Ильича».
Большую известность Арзамас приобрел благодаря широким связям с историей русской литературы. Его название носил знаменитый поэтический кружок, объединявший передовых петербургских литераторов В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Д.В. Давыдова, Д.Н. Блудова, будущих декабристов Н.И. Тургенева, Н.М. Муравьева. Бывал на заседаниях «Арзамаса» и молодой Пушкин. С городом связаны также имена писателей П.И.Мельникова-Печерского, Н.Г. Чернышевского, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, М.С.Жуковой, А.М. Горького, К.Паустовского, А.Серафимовича, В.Маяковского
Затем он начинает терять свое экономическое значение, приходит в упадок (торговые обороты города сократились в семь раз). Развитие железнодорожного транспорта привело к сокращению гужевых перевозок, а вместе с этим уменьшились и выгоды положения Арзамаса в узле грунтовых дорог, что не замедлило сказаться на его экономическом состоянии. 

Чем нам памятен Арзамас: один глаз на нас…
«Один глаз на нас, другой в Арзамас» — поговорка про косоглазие. Добролюбов пишет: «Эта поговорка употребляется, кажется, только в Нижнем. Может быть, она ведет начало свое еще от Смутного времени, когда в Арзамасе не было единодушия с нижегородцами и когда, может быть, говорили так о людях, которые, находясь с нижегородцами, заботились между тем об интересах Арзамаса… Но нынче пословица эта употребляется в самом обыкновенном смысле. Так говорят ныне о человеке, который смотрит в разные стороны, или - реже, впрочем, о том, кто не хочет жить на своем месте, а все старается как-нибудь вырваться и отправиться в какое-нибудь другое место, пожалуй - хоть и в Арзамас».
К началу XX века Арзамас представлял картину полного запустения: на его теперь тихих, поросших травой, улицах чаще услышишь кудахтанье кур да гоготание гусей, чем живую человеческую речь, и лишь только перезвон колоколов 30 церквей и трех монастырей в определенные часы дня нарушали эту дремотную тишину города с десятитысячным населением, который "был похож на монастырь". Уездная глушь… Не случайно сюда был выслан в 1902 году А.М.Горький. Но положение, все же, стало постепенно улучшаться. В 1901 году было закончено строительство железной дороги, соединившей Арзамас и Нижний Новгород. К 1914 году в основном завершилось строительство Московско-Казанской железной дороги, соединившей Арзамас с Москвой, а позднее и с Казанью. Была установлена телефонная связь и устроена телефонная станция на 100 номеров. Все это выдвинуло Арзамас в число первых уездных городов Нижегородской губернии, как по численности населения, так и по торгово-промышленной деятельности. 
Первая мировая война и последовавшие за ней февральская и октябрьская революции 1917 года изменили вектор развития истории как всей России, так и самой Нижегородчины, в частности Арзамасского края. 

Чем нам памятен Арзамас: Гайдар 
Арзамас по праву считается как бы второй родиной замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара (1904—1941). В этом городе он провел детство и юность, отсюда ушел на гражданскую войну. И позднее он приезжал сюда не один раз. Город вошел в его творчество. В 14 с половиной лет красноармеец Гайдар командовал ротой на петлюровском фронте. А в 17 лет стал командиром 58 отдельного полка по борьбе с бандитизмом. «Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время» - напишет Гайдар о себе. О своем пребывании в Арзамасе Гайдар напишет в полуавтобиографической повести «Школа» Советская власть в Арзамасе утвердилась 18 ноября (1 декабря) 1917 года мирным путем. Во второй половине августа 1918 года из города Свияжска переехал штаб Восточного фронта. Штаб стоял в Арзамасе 6 месяцев - до конца февраля 1919 года. Вместе со штабом Восточного фронта в город прибыл 5-й Земгальский латышский стрелковый полк. 
Голиков Аркадий из Арзамаса — одна из возможных расшифровок псевдонима Аркадия Гайдара. Сын писателя Тимур Гайдар в книге «Голиков Аркадий из Арзамаса» пишет: «…Тогда и придуман, найден литературный псевдоним: „Г“ - первая буква фамилии Голиков; „АЙ“ - первая и последняя буквы имени; „Д“ - по‑французски - „de, из“; „АР“ - первые буквы названия родного города. Г‑АЙ‑Д‑АР: Голиков Аркадий из Арзамаса. Кстати, поначалу он и подписывался - Гайдар, без имени и даже без инициала. Ведь имя уже входило частичкой в псевдоним». 
Военные годы для Арзамаса были очень тяжелы. Свыше 20 000 арзамасцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, из них погибли 10 490 человек. За боевые подвиги свыше 8000 арзамасцев были награждены орденами и медалями. А 10 человек стали героями Советского Союза. 
После войны здесь существовала лишь легкая и пищевая промышленность. Основными предприятиями были Войлочная фабрика им. Буденного, ликероводочный завод, пивной завод и хлебокомбинат. 
В 1954 году была организована Арзамасская область (существовала до апреля 1957 г.). Превращение районного центра в областной предполагало качественно новое развитие города. Но увы… 
В 1978 году торжественно отмечено 400-летие Арзамаса. В преддверии праздника были выбраны почетные граждане города. Ими стали Ф.В.Константинов - академик АН СССР, президент философского общества СССР, А.Д.Костров - слесарь-инструментальщик завода "Коммаш", Г.И.Иванов - ветеран-строитель, В.А.Стрелов - слесарь-сборщик приборостроительного завода им. 50-летия СССР. Им вручили грамоты, ленты почетного гражданина и символические ключи от города. 
4 июня 1988 года над Арзамасом прогремели громовые раскаты. В 9 часов 32 минуты при подходе на станцию Арзамас-I в трех вагонах грузового поезда взорвалась взрывчатка. В результате погиб 91 человек, в том числе 12 детей, и 744 человека получили телесные повреждения. Уничтожена значительная часть жилого пристанционного поселка. В общей сложности было разрушено более 700 домов. Получили повреждение школы, больницы, многие объекты торговли, связи, коммунального назначения. Сотни семей остались без крова.
В 2012 году в самом центре города, на Соборной площади, в здании городового магистрата, памятника архитектуры второй половины ХУIII века, был открыт «Музей русского патриаршества». В экспозиции представлены современные реплики и подлинные 
вещи предстоятелей – всего более тысячи экспонатов. 
Гостей Арзамаса также ждут театры, выставочные залы, картинная галерея художественной школы имени А.В. Ступина. центр народных промыслов и ремесел, где работает более 20 мастерских, концертные программы народного фольклорного коллектива «Золотые узоры» или ансамбля «Золотаюшка» и многое другое. 
После продолжительной прогулки по Арзамасу можно заглянуть в ресторан «Камея» или кафе «Купеческое подворье» и отведать блюдо из гуся, приготовленного по  старинному арзамасскому рецепту.

2-arz-div-04Дивеево: под сенью великого святого 
В селе Дивеево, что  180 километрах от Нижнего Новгорода, находится православная святыня - «Четвертый в мире удел Божией Матери» - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где покоятся мощи великого русского святого - Серафима Саровского. 
Серафим Саровский - один из немногих святых, кто, пройдя через подвиги: отшельничества, столпничества, безмолвия и затвора, достиг наивысших высот духовного совершенства. Двенадцать раз являлась преподобному Серафиму Пресвятая Богородица. С его благословения в Нижегородской губернии было основано 9 монастырей.
В 1778 году Прохор Мошнин (в монашестве - Серафим) стал послушником знаменитой в то время Саровской пустыни, расположенной в 15 км от села Дивеево. Здесь проходили его духовные подвиги, здесь, после выхода из затвора в 1825 году, он принимал к себе  всех страждущих духовной помощи, беря на себя еще один подвиг - старчества. Спустя сто лет после его смерти, в 1903 году, Священный Синод на основании многочисленных сведений об исцелениях по молитвам отца Серафима принял решение о его канонизации.

2-arz-div-3 
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь был основан богатой дворянкой Агафией Семеновной Мельгуновой (принявшей постриг с именем Александры). По преданию, матушка Александра по воле и указанию Божией Матери, явившейся к ней в 
1760 году в Киеве-Флоровском монастыре, избрала окрестности села Дивеево для устройства женской общины. В 1767 г. она приступила к строительству в Дивеево каменной церкви во имя иконы Казанской Божией Матери и основала женскую общину. С 
приближением смерти матушка Александра попросила саровских старцев не оставлять сестер без духовного окормления. Попечение женской обители принял на себя о. Пахомий, а после его смерти - о. Серафим. 
По преданию, о. Серафиму было явление Божией Матери, которая освятила своим присутствием территорию обители. По велению о. Серафима девицы по тропинке, где прошла Богородица, выкопали канавку. Преп. Серафим говорил о значении ее так: 
«Эту канавку сама Царица Небесная своим пояском измерила. Кто канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». 
С того времени село Дивеево считается четвертым в мире, а без Украины - единственным на постсоветском пространстве «уделом Божией Матери». 

2-arz-div-2

Святыни Дивеева: канавка Царицы Небесной 
Что представляла собой канавка вокруг киновии? Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: «Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица.
Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел».

2-arz-div 
Старица Анна Алексеевна, одна из первых сестер, рассказывает:  «Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил нас жить. Тут я была самовидицей следующего чуда. Раз одна из нас, очередная, вышла из келий и видит: батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы в неописуемой радости, кто в чем был, бросились на то место и, увидев батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле". Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает тоже этот рассказ. Елена Васильевна Мантурова, несмотря на то что считалась начальницей мельничной обители, трудилась наравне с прочими и рыла канавку. В посту 1829 года пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Отец Василий свидетельствует, что батюшка был в таком восхищении и радости, что и сказать нельзя, и было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, причем должны были присутствовать Михаил Васильевич [Мантуров], о. Василий и старшие сестры. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Батюшка прислал семян цветов для того, чтобы посадить их на канавке. Позже внутри канавки на территории киновии были посажены красивые деревья, а в 1922 году они были уже могучими и красивыми и склонялись над канавкою. Когда канавка уже была хорошо заметна, скончалась великая госпожа дивеевская схимонахиня Марфа - 21 августа 1829 года. Память ее приходится на день равноап. Марии Магдалины 22 июля, на 4-й день памяти батюшки Серафима. Схимонахиня Марфа и Елена Васильевна жили в Дивееве одновременно. Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!». Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.
1 января 1992 года впервые после долгого перерыва была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.
Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.
Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.
За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.
Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

В 1927 году обитель была закрыта. Только весной 1990 года был вновь освящен главный храм монастыря - Троицкий собор и началось его возрождение. Летом 1991 года чудотворные мощи преподобного Серафима Саровского, которые были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга, были перенесены в монастырь. 
Тысячи паломников со всего света идут и едут в Дивеево, чтобы поклониться святой Дивеевской земле, мощам великого старца Серафима Саровского. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы монастыря покоятся мощи преподобных жен дивеевских: Александры, Марфы и Елены, причисленных к лику святых. 

ЕЩЕ  Новости
 


Свежие публикации:



Новые книги

Владимир и Суздаль

News image

С.О. Ермакова.Владимир и Суздаль.Владимир и Суздаль были столицами Древней Руси исторически короткий срок. Причем большую часть этого периода страна находилась под жестким игом монголо-татар. Несмотря ни на что, вклад двух ст...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Барселона

News image

В этом карманном путеводителе описаны история, достопримечательности и индустрия развлечений ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Ambotis

News image

Компания "AMBOTIS TOURS ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры