Главная События "Многообразье измерений" И.Я. Булгакова

"Многообразье измерений" И.Я. Булгакова

bul-19

31 марта 2017 года в уникальном старинном здании Москвы, называемом "палатами Долгоруковых" открылась выставка художественно – поэтического цикла «Экология Сознания» И.Я. Булгакова – доктора философии, члена творческого Союза художников России, члена Союза писателей России. 


"Момент узнавания подлинного в искусстве – это отсутствие имитации.  Что подлинно, а что нет – одна из самых острых и широко обсуждаемых проблем  в искусстве сегодня. Искусстве, которое сейчас подвержено деструктивным законам  постсовременных (постмодернистских) теорий. Жизнь и  бытие в  искусстве предполагает полное  погружение  в его пространство. Пространство – это сложное и оно, как сказала однажды в своей  лекции Татьяна Черниговская, не про «красиво». Это пространство провоцирует художника на  вызовы, а он в свою очередь  дает ответы и, прежде всего, себе самому, а уж потом зрителю или критику. Художник находится в постоянной полемике сам с собой, с мыслями и образами, которые ему приходят. Еще раз повторю «Искусство – это не про красиво». Это поиск смыслов, это визуализация чувственного опыта, который  не всегда и не обязательно  связан с чувством к кому бы то ни было. Это визуализация времени, места и события в их синтезе. Важен возникающий  импульс и, конечно, его величество случай.  Как искусствовед, я  скажу, что живопись  бывает живая и мертвая. В чем это выражается? В энергии, которая присуща работам,  и  именно  философия становится ключом к пониманию природы осознания искусства. Сам по себе объект искусства  не автономен,  все зависит от того кто смотрит, кто думает.

bul-20bul-21bul-23bul-24bul-28bul-29 

О  Булгакове И.Я:
Люди  боятся уходить в миры, лежащие за гранью понимаемого, существующего в объёме физических законов физического мира. То, что неизвестно, как правило,   не понято и потому пугает. 
Работы Булгакова,  мотивируют на размышления в вопросах самопознания и позиционирования себя в социуме и Вселенной. Его полотна – это обращение к человечеству.  Создаваемый Булгаковым художественный образ далёк от догматической стилистики, так как он неосознанно проинтерпретирован, часто иносказательно недосказан, так сознательно или случайно формируется посыл к размышлению. Его живописный язык не всегда конкретен, он скорее размыт, так как спонтанен, словно инициирован вихревым потоком энергий, сконцентрированных выше уровня понимания законов физики. Трансцендентное всегда выше осознанного, его нужно или принять, или пройти мимо. Это категория МЕТАФИЗИКИ – того, что не объясняется физическими законами. Но, тем не менее, ритмический язык живописи художника  Булгакова  совпадает  с «музыкой духовных сфер», музыкой медитативного погружения.
Наиболее интересен симбиоз живописи и поэзии: тексты, рождённые в процессе работы над картиной, зачастую наносятся прямо на холст и созвучны с полотном. Часто творения Булгакова «звучат» успокаивающе, как горные пейзажи, а иногда яростно,   как шумят  пороги  в круговоротах рек Сибири.  Но все его работы объединяет посыл к тому, что нужно учиться тоньше чувствовать и глубже понимать".
Галина Мажейкина
историк искусства, арткритик

bul-11bul-12bul-13bul-14bul-16bul-15

"Отражение жизни в любом из видов искусства происходит в единстве отображения и выражения. Но одни искусства, в том числе и живопись, преимущественно идут от изображения к выражению, а другие, включая поэзию, наоборот, от выражения к изображению. На первый взгляд эти искусства (живопись и поэзия) достаточно далеки друг от друга. Одно статично, неподвижно, другое динамично, развивается во времени. И тем не менее, между ними могут быть не только черты общности, но при определенных условиях они проникают друг в друга и даже могут вступать в некоторый художественный синтез.

Как известно, к синтезу искусств особенно стремились художники эпохи Возрождения, творцы Серебряного века. Живописец Василий Кандинский говорил о всеобъемлющей гармонии искусств, а композитор Рихард Вагнер создал концепцию Gesamtkunstwerk (совокупного произведения искусства). Однако все эти люди добивались гармоничного соединения различных пространственных и временных искусств путем кропотливой продуманной работы. В творчестве же нашего современника доктора философии Игоря Яковлевича Булгакова синтез живописи и поэзии не надуманный, а интуитивный. Он не создает свои картины, на которых живут лишенные знаков препинания тексты, по специальному заказу, его синкретичные произведения рождаются исключительно стихийно, по воле вдохновения:


Я бы мог на холст добавить красок
Мог бы холст скомпоновать иначе
Но не рисовальщик я
И значит
Нет передо мной такой задачи
Я на холст выплескиваю чувства
Жидкой краской
Как
И сам не знаю
Я про холст как будто забываю
Как выходит так
Не понимаю
Что проявит холст не я решаю
Тот решает
Кто рукою водит
Я лишь удивляясь наблюдаю
Кто и как ко мне на холст приходит
Из различных уровней Вселенной
Многоликостью проявленных мгновений
Открывая Душу восприятью
Вечной жизни
Высших откровений

Будучи уже зрелым человеком И. Я. Булгаков стал писать стихи, в которых нет ни единого знака препинания. В этих поэтических опусах мысль течет единым потоком, нескованная правилами пунктуации:

В каждой строчке заложен ритм
Жизнетворных частот вибрации
Формирующих диапазон
Волновым лучом генерации
Что имеет свою длину
Что имеет свое звучание
Что включает палитру всю
Цветоносного содержания….

Позднее, когда у И. Я. Булгакова возникла острая потребность посмотреть, как сосуществуют краски на холсте, он взял в руки мастихин и масляные краски. Стоит отметить, что И. Я. Булгаков не получил специального художественного образования и не изучал законов построения перспективы, анатомии и т.д. Подходя к чистому холсту (tabula rasa ‒ чистая доска, лат.) он не знает, какое изображение на нем в результате возникнет. По сути, И.Я. Булгаков, который определяет свою манеру работы как автоматическое письмо, непроизвольно воспроизводит, облекает в конкретные осязаемые формы те образы, которые уже существуют на просторах вселенной.
В этой связи необходимо упомянуть об истории появления авторской монограммы И. Я. Булгакова, которой он подписывает свои картины. Однажды, находясь на грани сна и бодрствования (по словам художника), И. Я. Булгаков отчетливо увидел сияющий в небесной безграничности знак ‒ энергетическую символику переплетающихся линий, которую по прошествии некоторого времени он смог расшифровать как собственные инициалы.
То, о чем И. Я. Булгаков пишет в стихах: любовь, подлость, вечная борьба двух начал, - он визуализирует на своих полотнах, которые всегда создаются только за один сеанс. Главные герои всех булгаковских картин, объединенных автором в цикл «Экология Сознания», − Человек и Вселенная.
На ранних живописных холстах И. Я. Булгакова, написанных в удивительно прозрачной акварельной манере, очень часто можно увидеть пришедших неведомо откуда одиноких персонажей, которые изображены в окружении многочисленных ликов – бессмертных душ:


Я на краю стою
Вокруг меня бездонье
Не различить объема глубины
Масштабы те что были мне известны
Не применить
Границы не видны….


В некоторых случаях человеческие фигуры намечены лишь силуэтно, едва проявляются, а в других ‒ вполне телесно трактованы, проработаны в полноте объема, несмотря на то, что И. Я. Булгаков не изучал пластическую анатомию! Каким образом такое возможно пока остается загадкой…
Конечно, с течением времени манера письма И. Я. Булгакова и характер его работ претерпевают изменения. Живопись становится более пастозной, мазок – размашистым, небесно-солнечные тона постепенно уступают место более насыщенным темным драматичным краскам, а количество проявленных на булгаковских холстах персонажей неминуемо увеличивается. Существуя на разных уровнях в иерархии вселенной, эти человеческие образы так или иначе взаимодействуют между собой. Так, одну из картин И. Я. Булгакова, датированных 2015 годом, можно трактовать как вечный суд, где практически всю плоскость холста занимает сложенная из страдающих существ высокая гора, на вершине которой представлены стаффажные человеческие фигурки, объединенные в хоровод-предстояние. Верхний же фрагмент картины напоминает небесный свод, который поддерживают титаны.
Как известно, в живописи изображение создается на плоскости, в двух измерениях, но в творчестве большинства художников стремится перейти в пространство – три измерения. На картинах же И. Я. Булгакова искусство живописи словно еще более расширяет свои границы и переходит в четвертое измерение − передачи времени в развитии. На каждом полотне художника запечатлено застывшее мгновение вечности: прошлое, настоящее и будущее. По словам И. Я. Булгакова, в основе всех его живописных холстов лежит формула – одно во всем и все в одном:


Отсутствие понятий измерений
Дает почувствовать безмерность величин
Эфирной зыби в красоте явлений
Вселенской плоти
С коей я един…..


Каждая картина И. Я. Булгакова, созданная по наитию, без опоры на какие-либо законы построения академической живописной композиции, и при этом нередко сопровождаемая поэтическими текстами, представляет собой масштабную энергоинформационную поэму о бесконечности человеческого бытия, в которой гармонично соединяются черты пространственных и временных искусств:
Многообразье измерений творя невидимость границ
Собой являет книгу Сутей с незримым множеством страниц…"


Александра Хомякова − искусствовед

Фото Раиля Кадырова

bul-1bul-2bul-3bul-5bul-6bul-7

ЕЩЕ  События
 


Свежие публикации:



Новые книги

Владимир и Суздаль

News image

С.О. Ермакова.Владимир и Суздаль.Владимир и Суздаль были столицами Древней Руси исторически короткий срок. Причем большую часть этого периода страна находилась под жестким игом монголо-татар. Несмотря ни на что, вклад двух ст...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Египет

News image

Долина Нила, зелная и пл дородная среди ослепительных песков Сахары, служит пристанищем для рынка специй в Асуане, храмов фараонов в Луксоре, пирамид и сфинксов Гизы. Каир соединяет настоящее и прошлое ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Атлантис Лайн

News image

"АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ"Россия, г.Москва, Новая Площадь, д.10тел. +7 495 787 25 10"ATLANTIS LINE SEA CRUISES"Russia, Moscow, Novaya Ploschad, 10tel. +7 495 787 25 ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры