Главная События Цирк открылся!

Цирк открылся!

1-z7443– Детские горшки укладывают в контейнеры последними, поверх реквизита и костюмов. А когда приезжают на место, то их разгружают первыми, вместе с другими детскими вещами, чтобы дети побыстрее освоились на новом месте.
Мы – на экскурсии за кулисами Ивановского цирка, который открывается после капитального ремонта новым шоу «Lovergo... или тайны белых тигров».
Первое здание цирка, еще деревянное, в Иваново построили в 1933 году. Оно вмещало 3000 зрителей и стало самой крупной цирковой ареной в СССР того времени. Хотя сооружение являлось уникальным памятником архитектуры и было еще достаточно крепким, в 1977 году его снесли. На его месте построили новый цирк: меньший по масштабам, рассчитанный на 1700 мест, и более заурядный по архитектуре – здание возвели по типовому проекту. Подобные строения к тому времени уже стояли во многих советских городах. Цирку присвоили имя знаменитого уроженца Иванова, основателя цирковой династии, эквилибриста, канатоходца, конструктора цирковой аппаратуры, народного артиста РСФСР Владимира Волжанского.
В сентябре 2014 года Ивановский цирк закрыли на ремонт. На реконструкцию выделили из бюджета 500 млн рублей. По словам директора цирка Николая Наумова, сейчас от старого сооружения остались только стены, его полностью модернизировали. Например, заменили электрику, системы кондиционирования, вентиляции и отопления. Установили новую, современную звуковую и световую аппаратуру. Оборудовали круглый репетиционный манеж диаметром 13 метров. Такие габариты он получил еще с момента зарождения цирка, начинавшегося с конных номеров. 13 метров – оптимальный размер арены для бега по ней лошадей.
– Знаете, почему кони на манеже всегда двигаются против часовой стрелки? – наша экскурсия продолжается. – Потому что сердце находится слева, и животное, исходя из чувства самосохранения, инстинктивно, поворачивается им к центру арены, где стоит дрессировщик, который для нее уже родной человек, в отличие от публики.
В представлении на открытии Ивановского цирка участвуют кони заморских пород – красивые черные фризы и элегантные белые липицианы. Работает с ними заслуженный артист России Юрий Бирюков. Он – руководитель конного дивертисмента «Свобода».
– Почему именно эти породы, они легче дрессируются? – «пытаем» Юрия Бирюкова.
– Я бы так не сказал. Животные – они как и люди. Даже среди одной породы: один – бездарнее, другой –  способнее, – говорит дрессировщик.
– А что вы делаете, если лошадь не слушается?
– Уговариваю...
– Не бьет! Это провокационный вопрос! – кричит кто-то из сотрудников цирка, влезая в разговор.
– Никогда не бью. Ни в коем случае, – отвечает дрессировщик.
Юрий Бирюков на арене работает с 1957 года. Кого только не дрессировал он за эти годы – бегемотов, верблюдов, даже носорогов...
По замыслу режиссера Руслана Ганеева действие праздничного шоу происходит в одной из больших итальянских семей, где живут вместе бабушки и дедушки, родители и дети, внуки и правнуки. Возможно, итальянские мотивы были выбраны потому что первый в России цирк был открыт итальянцем Гаэтано Чинизелли.
И хотя непонятно, каким образом к Италии относятся четверо исполнителей номера «Бандиты» в... шотландских килтах, выполнявшие трюки на «колесе смелости», сердце, глядя на них, порой замирало. Два, соединенных между собой перекладиной, колеса быстро вращаются, и артисты выполняют на их внутренних и внешних поверхностях различные трюки. Без страховки!


1-z-61-z-3Руководит номером Бесо Чомахидзе.
– Я династийный, – рассказывает он. – Можно сказать, родился тут, в опилках. Мои родители были джигитами Грузии, я – продолжатель династии. Всю жизнь тоже был джигитом, а сейчас руковожу номером «Колесо смелости».
Самые коварные, по мнению Бесо, это трюки на внешней стороне колеса. Чтобы их выполнять, человек должен свободно себя чувствовать на высоте, иметь хорошую координацию движений и не бояться. Кроме Бесо в номере участвуют еще три артиста, все они спортсмены – мастера спорта.
–  Простому человеку этот номер выполнить практически невозможно. Надо быть сумасшедшим, чтобы без тренировки туда залезть, – объясняет Бесарион. – Я специально подбирал уже тренированных людей – гимнастов и акробатов. Кстати, не любой из них может работать на высоте, у иных трясутся ноги от страха. Можно, конечно, адаптироваться, но это зависит от человека – от его характера и настойчивости. Я над этим номером работал год, каждый день. Но страх все равно всегда присутствует. Если ты не боишься – это ненормально, человек должен немного бояться, это основа его чувства самосохранения.
Следующий раз мое сердце «замерло» из-за другого артиста. Или артистки. Во время номера дрессировщицы Эльвиры Эльворти одну из кошек положили на спину, пристегнув ремнями, и опустили ей на лапы горящий с двух концов факел. Она начала его судорожно «крутить»... Зрелище не для слабонервных. В общем, я и мои соседи вздохнули свободно лишь когда огненный снаряд убрали от кошки. Кажется, и она – тоже. Особенно, если судить по тому с какой скоростью и ужасом животное рванулось обратно, в свою клетку, с арены. Интересно, где та грань, за которой кончается цирковое искусство и начинается обыкновенный садизм? 
На протяжении всего представления с арены не сходят клоуны. Мы познакомились с Артемом Бабиновым, одним из участников клоунского трио «Без носков». Ребята окончили один театральный институт в Екатеринбурге, и вот уже семь лет работают вместе.
– На одном из фестивалей у нас спросили, как называется наш коллектив. А его еще и не было – просто студенты работающие вместе. Мы тогда ходили босиком по стеклу, ну и, посмотрев на ноги, сказали: «Без носков». Так и осталось.

1-z-5Вообще, любая работа в цирке постоянно связана с риском для здоровья, а порой – и жизни. Говорят, поэтому все цирковые артисты в душе суеверны, в том числе и те, кто в этом не признается. Например, в цирке нельзя грызть семечки – не будет сборов. Манеж –  святое место, он всех «кормит», поэтому нельзя сидеть и поворачиваться к нему спиной, иначе он непременно отомстит. А как – тут уж каждому по-разному. Кстати, почему-то манеж является и самым теплым местом в цирке, в нем можно заночевать и не простудиться.
В праздничном представлении участвовали артисты различных цирковых жанров – воздушные акробаты, жонглеры, клоуны, дрессировщики и другие.
Красочное шоу вскоре закончилось. Но не цирк! Сейчас составлен список цирков, которые будут реконструированы до 2018 года. Все они уже устарели морально, технически и физически. Для открытия каждого из них будет подготовлено специальная программа. Скоро яркое шоу зрители увидят в обновленном цирке в Туле. Следующий на очереди –  Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке, затем – цирки в Рязани, Омске, Кисловодске, Саратове, Уфе, Ростове, Самаре, Пензе, Нижнем Тагиле, Челябинске, Владивостоке....

Марина Круглякова

ЕЩЕ  События
 


Свежие публикации:



Новые книги

Сергей Пасенюк "КОМАНДОРСКИЕ ОСТРОВА"

News image

Сергей Пасенюк.КОМАНДОРСКИЕ ОСТРОВА.Этот альбом — документальный рассказ о затерянных в океане Командорских островах — Беринга и Медном, — изъеденных океанским сквозняком осколках Алеутской гряды, некогда соединявшей два материка. По счастливой сл...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Лондон

News image

Смена караула, пинта пива в пабе, красные автобусы и черные такси - кажется, что Лондон никогда не меняется. И лишь потом обращаешь внимание на новые небоскребы, изысканные рестораны и шикарные ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Больше в: Наши партнеры