Главная Интервью Татьяна Лазарева:«Люблю путешествовать»

Татьяна Лазарева:«Люблю путешествовать»

Татьяна, вы домоседка или любите путешествовать?
Вообще-то я человек ленивый. Люблю путешествовать, но когда доходит до дела,  вижу, сколько надо всего сделать, и начинаю искать отговорки. Одна я не езжу, обычно с семьей или с Мишей. Если понравилось какое-то место, то мне хочется туда вернуться. Может быть, потому что там уже все знаю. Новое и неизвестное меня страшит. Особенно, когда мы едем с детьми. Я ужасная паникерша и очень ответственная мать. У меня все должно быть максимально продуманно, иначе отдых превращается в ад. Если вижу, что-то пошло не так,  начинаю паниковать и отравляю жизнь всем людям в округе, независимо от того, входят они в мою семью или нет. В Испании недалеко от Марбельи мы надолго сняли квартиру и на лето приезжаем туда уже как к себе домой, где каждого ждут собственные тапочки и зубная щетка. Конечно,  новые места мы тоже осваиваем,  но когда едем семьей, стараемся выбирать крупные и обустроенные пункты, где можно поесть, сходить в туалет и так далее. Поездки с детьми имеют особенное очарование. Мы узнаем много нового. Например, мы с Мишей вдвоем никогда не пошли бы в Бельгии в музей шоколада. Правда, у меня там вытащили кошелек. Кто-то из экскурсантов на время отвлекся от шоколада. Есть  очень много мест,  где мы еще не были, и которые хочется посетить. И есть масса уголков, куда приводят мечты о пенсии, когда дети вырастут и разъедутся. Хотя мы их так разбросали по возрасту, что, кажется, они бесконечно будут отделяться. Старшему у нас 18, средней 15 и младшей 7.

Расскажите о каком-нибудь путешествии.
Не так давно на майские праздники всей семьей ездили в Бельгию, в Брюгге. Дивный, волшебный город.  Потом заехали на несколько дней в Берлин и там встретили 9 Мая. Решили посмотреть, как немцы празднуют победу над фашизмом. Гуляли в Трептов-парке, смотрели на гигантские, совершенно подавляющие человека имперские монументы. Ужас просто! Рядом с ними чувствуешь себя ненужной букашкой. Видели Мемориал памяти убитых евреев Европы, были в музее Берлинской стены у «Чекпойнт-Чарли». В Берлине есть район с абсолютно советской архитектурой. Едешь по нормальному европейском городу и вдруг попадаешь… в Москву! Экскурсовод удивилась, не увидев там на привычном месте барельефа Ленина. Оказывается, его сняли. В Берлине пытаются советское как-то запрятать. Хотя исторически это само собой происходит. Нельзя же все время жить в прошлом. Но это потрясающее ощущение, что все события фактически происходили на твоих глазах и ты являешься частью истории. Мы открыли для себя Берлин с новой стороны. Он сильно изменился со времени нашего там последнего пребывания. Стал совершенно другим городом —  светлым, радостным и  позитивным. Надо будет туда еще раз съездить без детей.

laz_1351laz_0334

Когда вы впервые попали за границу?
Летом, закончив школу, я поехала к Кати — подружке по переписке — во Францию. Моя первая поездка за границу сразу пришлась на пышную, развитую капиталистическую страну, и, конечно, я была в шоке. Я окончила французскую школу, но когда приехала во Францию, поняла, что совсем не говорю по-французски. То, чему нас учили, не имело никакого отношения к живому языку. Весь месяц я проходила молча, как дебил. На меня смотрели с недоумением — вроде нормальная девка, с умом в глазах, а сказать ничего не может. Так я и уехала оттуда, не научившись ни говорить, ни понимать.  Невозможно сказать, что произвело тогда наибольшее впечатление  — меня потрясло все. Я жила у подруги.  Каждое утро мне давали пять франков и отправляли за хлебом, потому что на завтрак всегда должен быть свежий хлеб. Я покупала багет, приносила, и он моментально съедался. Мы ездили в гости к родителям Кати. У них был маленький домик на побережье. Для меня было потрясающе, что люди позволяют себе жить у океана. Рано утром ходят на рынок и покупают устриц. Тогда я впервые их попробовала. Потом долго сидела в ужасе, чуть ли не давясь спазмами, не зная куда выплюнуть.
Там люди совершенно по-другому общались между собой, открыто, желая помочь. Мне все уделяли внимание, особенно, когда узнавали, что я из России, из Сибири. Но меня все время задевало, что я была абсолютно нищая, и ничего не могла себе позволить. Родители поменяли все свои отпускные на франки, но билеты сожрали почти всю сумму. На оставшиеся деньги я привезла из Франции жидкость для мытья посуды, которая сейчас есть на каждой кухне. У меня всегда была склонность к хозяйству. Дома, чтобы отмыть посуду, я намыливала тряпочку и оттирала жир, и эту операцию надо было повторить раза три. Адский труд! А во Франции я просто набирала воду в сковородку, капала туда средство и завороженно наблюдала, как оно расплывается по поверхности. Потом ополаскивала сковородку, и она становилась чистой. Эту жидкость я растянула на целый год. Использовала ее только в самых тяжелых случаях. Губки для мытья посуды я тоже привезла. И разноцветный ершик для стирания пыли, его сейчас можно купить чуть ли не в любом переходе.
Это была сумасшедшая и замечательная поездка. Если взять жителя Москвы и перекинуть его жить в тайгу, то у него будет такого же уровня потрясение, что у меня.

laz_2382

Какие поездки вам больше всего запомнились?
У нас обычно большие поездки. Мы стараемся, чтобы они были для детей познавательными, и поэтому они все запоминаются. На зимние каникулы мы две недели провели в Австралии. Посетили те места, где интересно детям, —  зоопарки, национальные парки. Были в «плачущем» лесу, где со всех деревьев выделяются капельки воды и поэтому все время идет дождь. Я выросла в новосибирском Академгородке. Он находится почти в лесу, в котором мы проводили время с утра до вечера. Поэтому я ботаник по жизни, знаю много растений. Мне в Австралии были интересны разные птички, деревья, летучие мыши, кенгуру. Во время переездов мы все время пялились в окно: искали, нет ли там висящих на эвкалиптах коал. Но так и не увидели ни одной.
На Шри-Ланке мы ходили по различным храмам с Буддами — лежащими, сидящими, с открытыми глазами, с закрытыми. Конечно, они больше интересовали нас с Михаилом. Дети воспринимали их как декорации к какому-то мультику. Им было интереснее поиграть или засунуть что-нибудь вкусненькое вовнутрь себя. Там постоянно совершают жертвоприношения. Они туда все время подходили, хватали что-то попробовать. Ужас! Но иногда было забавно. Ездили на чайную плантацию. Нам показывали старинные аппараты для сушки чайных листьев и чего-то еще. Смотрели, как приветливые улыбающиеся тетеньки собирают чай. Попутно узнавали о других растениях. Возможно, конечно, это некий музей под открытым небом, но создавалось впечатление, что это рабочая модель. Еще на Шри-Ланке потрясающие камни. Я выросла на сказках Павла Бажова — самоцветы, малахитовые шкатулки и так далее. Здесь этого всего просто навалом. Уникальные произведения природы с неповторимыми расцветками и узорами. И, конечно, удивительны местные жители, из которых сочится счастье от всего, что они делают, и просто от пребывания их на Земле, неважно, кто бы они ни были. Встречи с ними добавляют каких-то новых смыслов жизни, не замечаемых раньше в Европе.
Когда у нас начали рушиться границы, и мы стали видеть, как люди живут, то многие поняли: то, что у нас называют жизнью, вовсе таковой не является. Это был чудовищный обман. То же самое пытаются сотворить с людьми и сейчас. Слава Богу, что мы живем в эпоху Интернета, и у многих появились свобода мысли и желаний,  возможность все видеть и слышать.

Когда вы едете в другую страну, вы знакомитесь с ее национальной кухней?
Я очень люблю в разных странах брать какие-нибудь кулинарные классы. Например, в Таиланде. Мы туда каждый год ездим вдвоем с Мишей. Туризмом это не назовешь. После долгой зимы приводим себя в порядок — лежим на пляже и занимаемся всякими оздоровительным процедурами. Я всегда беру там cooking-class. Все тщательно записываю. Теперь иногда под настроение готовлю остренький тайский супчик Том Ям.  Или с Соней делаем спринг-роллы.  Это очень трудоемкое занятие. Мы накрываем настоящий тайский стол и приглашаем друзей. Конечно, одному такие блюда не под силу приготовить. Это можно застрелиться! Главное, потом все съедается за пять минут и становится обидно и горько.

laz_0659

Ингредиенты к узнанным блюдам с собой привозите в Москву?
Мы заметили, что продукты, на которые подсаживаешься за границей и привозишь Москву, здесь теряют свою волшебную силу. Приезжаешь в Стокгольм и пьешь там их замечательную хвойную водку, везешь ее домой, а она абсолютно не пьется. Единственный продукт, который тут пошел на ура, это немецкие сосиски. У нас таких точно не купишь. Мы их потом долго с капустой наворачивали. Вообще, когда готовишь в Москве, никакой связи с блюдами, которые ты ел за границей, совершенно нет. Здесь какая-то особая готовка получается. Иное дело, когда мы живем в Испании. Но там другие продукты, овощи и фрукты свежее, все дешевле, и гораздо приятнее готовить.

Вы путешествуете по России?
Нет. Хотя хотелось бы съездить по Золотому кольцу, на Байкал и Алтай.  Я с детства не люблю походы куда-либо с палатками. Мне нужен комфорт – хорошие гостиницы и еда. Конечно, кое-где в России это уже есть, но все равно это не будет отдыхом. Я болезненно отношусь к тому, что люди меня узнают и начинают проявлять интерес. Конечно, улыбаюсь им в ответ, но в эти моменты чувствую сильное напряжение. Потому что это тоже своего года работа на публику. Хочется вырваться из-под постоянного контроля, когда тебя все видят и знают. Правда, россиян сейчас везде много, так как многим не нравится жить в этой стране. Когда выезжаешь за границу, в какой-то момент расслабляешься, но после первого узнавания: «Ой, смотри, Лазарева!», сразу сжимаешься в комок, и возникает желание убежать.
Мы были на Бали.  Остановились в огромном отеле. Он оказался набит нашими соотечественниками. Представьте, вы ужинаете с семьей. По мере того, как люди за соседними столиками выпивают, их внимание становится все более и более навязчивым. Они что-то кричат тебе, задают вопросы, отпускают, как им кажется, смешные шутки и ждут, что в ответ мы их будем развлекать. Потом двое мальчиков сели напротив нашего стола на расстоянии двух метров, и весь вечер, не отрываясь, смотрели, как мы едим, слушали, о чем говорим. На этом мое терпение кончилось. На следующее утро Миша с Соней отправились искать другое место жительства. Они совершили удивительную поездку по острову и нашли потрясающий отель, который находился наверху скалы. На пляж — пятачок, окруженный скалами,  мы спускались на фуникулере. Это очень интересно для детей.  Так неприятная ситуация обернулась замечательным открытием, неожиданным для нас.

Вы фотографируете во время своих путешествий?
Конечно. Мне нравится снимать близких мне людей на фоне чего-то. Фотографирую, когда что-то хочу запомнить или вижу нечто интересное, необычное. Красота природы поражает бесконечно. Например, когда в Новосибирске вдруг происходит резкий перепад температур, деревья покрываются инеем. Каждая веточка становится волшебной, и я все это снимаю. Всегда фотографирую блюда, которые приготовила на кулинарном классе. У меня iPhone. Это очень удобно, мобильно и вполне достаточно для моего уровня. Мы часто с детьми обмениваемся фотографиями. Когда они уезжают на дачу, Соня,  например, снимает, какой они сделали пикник, и присылает мне. А мы с Мишей в это время ведем чей-нибудь юбилей, сидим в подсобке и слушаем выступление какого-то певца, не слишком нами любимого. Я фотографирую нас грустных и унылых и посылаю ей.  Обмениваемся такими короткими видео-СМС-ками.  В этом смысле возможности техники радуют.

Что для вас ближе, фотография или живопись?
Фотография для меня интереснее, чем живопись. Мне нравятся архивные снимки. Глядя на них, попадаешь в мир, ничем не приукрашенный, настоящий, а не преломленный сквозь призму художника, как на картине. Красота природы, зафиксированная камерой, меня волнует гораздо больше, чем она же, воспроизведенная живописцем. К тому же сейчас можно, обработав на компьютере обыкновенную фотографию, получить потрясающую и завораживающую картинку.

В какой стране вам было интереснее всего фотографировать?
В Сингапуре. Сам город потрясает. Это действительно экономическое и физическое чудо. Там есть возможность отдохнуть на любой вкус, но при этом абсолютно строгие правила жизни. Кристальная чистота на улице, люди улыбаются, потому что это азиатская страна,  и все счастливы жизнью. Метро – это еще один многоуровневый город под землей. Я долго искала ракурс, как бы мне так снять, чтобы было видно внизу все четыре уровня. Все устроено так, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно. Там потрясающая еда. Рядом с безумными шопингами соседствуют какие-то произведения современного искусства. Такого никогда не увидишь, путешествуя по России. У меня есть фотография, снятая с 52-го этажа.  Внизу идет строительство новых развлекательных павильонов. В одном из них сымитируют пустыню, в другом будут кататься со снежных гор. Сверху видно, как наша огромная планета закругляется и на ней возвышаются гигантские, человеком рукотворно сотворённые постройки, которые словно выросли из матушки Земли.  Вокруг них все перекопано, пустая земля. На ней лежит громадное собранное колесо обозрения, но еще без кабинок. Когда смотришь  на него сверху, вспоминаешь «Пикник на обочине». Такое впечатление, что ехал какой-то велосипедист, у него отвалилось колесо и осталось тут лежать. Меня такие вещи потрясают, и я стараюсь их сфотографировать. Я мечтаю еще раз вернуться в Сингапур и посмотреть, что стало с этим колесом и с павильонами. Это город, в котором все быстро меняется.

Это важно для человека — иметь возможность путешествовать?
Люди путешествуют по разным мотивам.  Две трети страны направляются в Турцию, Египет или Таиланд. Это замечательно, потому что позволяет сделать их жизнь ярче. Возможность из Сибири съездить зимой на море приносит удовольствие и счастье. Но те, кто выходят за эти рамки, начинают ездить по стране и общаться с местными жителями, не работниками отеля, они узнают что-то новое и расширяют свое сознание.  Конечно, есть люди, которым кроме ложки и вилки в руках ничего не нужно в жизни. Но нельзя под этим предлогом закрыть границы, обнести страну железным занавесом, сказав, что у вас и так все хорошо. Невозможно не уважать стремление к росту и расширению кругозора. Это нормально для человека — расти духовно, узнавать что-то новое и затем передавать свои знания детям. Прививать им открытость мира. Замечательно, что сейчас у молодежи есть возможность  учиться и жить в любом городе. Наше поколение воспринимает это как нечто чудесное и волшебное, слава Богу, что молодые люди уже так не думают.
Мы часто рассказываем нашим детям, как было во времена нашей молодости. Например, если привозили жвачку из-за границы, то ты ее жевал трое суток, а то и больше, пока она не приобретала качества асфальта.  Я не призываю этими примерами жить прошлым. Я стараюсь показать, какие сейчас есть преимущества. Можно жить и так, как мы жили, но надо иметь в виду, что мы уже это давно прошли. Зачем топтаться на нашей несчастной российской и советской истории, когда можно идти вперед?  И слава Богу, у нас с Мишей есть желание, силы и возможности двигаться вперед и тащить детей к познанию мира, чтобы они могли взять все лучшее из разных сфер жизни, искусств, стран,  культур.

Беседовала Марина Круглякова

ЕЩЕ  Интервью

Свежие публикации:

Новые книги

Ватикан

News image

Ватикан.Ватикан — один из крупнейших центров христианской церкви. Одновременно это уникальный город-государство и единственная в современном мире абсолютная клерикальная монархия во главе с папой римским. Судьба Ватикана сложилась таким образом, что им...

Больше в: Книги

Путеводители

Лондон

News image

Смена караула, пинта пива в пабе, красные автобусы и черные такси - кажется, что Лондон никогда не меняется. И лишь потом обращаешь внимание на новые небоскребы, изысканные рестораны и шикарные ...

Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Международный независимый эколого-полито

News image

МНЭПУ – высокое качество обучения! Международные ...