Главная

Прогулки по Мадриду

Прогулки по МадридуПродолжение.

В будни и выходные
В обычные дни Пласа-Майор превращалась в большой по тому времени торговый центр. Лавки были поделены между цехами, главенствующее положение среди которых занимали продавцы сукна, холстов и шелка. С годами, естественно, одни лавки исчезали, другие появлялись, но всегда Пласа-Майор считалась престижным местом для покупок. Кстати, менялось и официальное название площади. После принятия в 1812 г. Кадисской конституции она стала называться площадью Конституции, однако через два года памятную доску сорвали с Панадерии и разбили, а площадь нарекли Королевской. Потом она стала площадью Республики, Федеральной площадью, но мадридцы всегда называли ее Пласа-Майор. Сейчас это имя ей возвращено официально.

По воскресеньям площадь Пласа-Майор приобретает необычный вид. С утра от 400 до 600 лотков выставляют здесь продавцы почтовых марок, монет, денежных купюр, памятных медалей. На Пласа-Майор собираются тысячи филателистов и нумизматов. Одни приходят в поисках заветных образцов, другие — в надежде выменять что-либо, а третьи — чтобы по дешевке купить у непосвященного коллекционера редкую марку или монету и потом продать ее во много раз дороже в специализированный магазин. С 1929 г. существует этот воскресный рынок на Пласа-Майор. Сначала он собирал лишь филателистов.

Прогулки по МадридуБольшинство из тех, кто приходит по воскресеньям на Пласа-Майор, — это, конечно, рядовые коллекционеры. Мальчишки на песеты, сэкономленные на школьных завтраках, покупают свои первые марки — побольше и покрасочнее. Для них торговцы готовят большие пакеты по 300, 500,1000 марок в каждом. Почти на вес. Есть и такие, которые месяцами приходят на Пласа-Майор лишь для того, чтобы «поймать» одну марку, которой как раз и недостает в серии. Профессиональные продавцы знают, кто что ищет, и при случае приберегают заказанные постоянными клиентами марки. Говорят, что за один воскресный день на Пласа-Майор миллионы песет перекочевывают в карманы продавцов столь экзотического в наши дни товара — почтовых марок.

«Заточение» Франциска
Одно из наиболее примечательных мест на пути следования по улице Майор — Пласа-де-ла-Вилья. Вряд ли ее можно назвать площадью в полном смысле этого слова. Скорее, это дворик, открытый с той стороны, что выходит на улицу Майор. Некоторые исследователи утверждают, что на картине «Изгнание иезуитов», написанной в 1767 г., Гойя изобразил именно этот уголок Мадрида. Площадь настолько мала, что на карте Тейксейры XVII в. она значилась как «пласуэла», то есть «маленькая площадь». Одно из зданий занимал раньше газетный архив. Вход в него сохранил черты арабского стиля. Справа и слева — два захоронения. Это могилы Беатрис Галиндо, по прозвищу Ла Латина, которая преподавала латынь королеве Изабелле Католической, и ее мужа — Рамиреса де Мад-рида, по прозвищу Эль Артильеро, организатора артиллерии в войсках Испании и некоторых других европейских стран. Рядом с бывшим архивом — дом с готическим входом, известный под именем «Башня Луханес». Это образец богатых домов Кастилии, которые особенно хо-рошо представлены сейчас в провинции Сеговия. Башня — один из немногих сохранившихся в Мадриде образцов гражданской архитектуры XV в.

Говорят, что в Башне Луханес содержали под стражей французского короля Франциска I после того, как он попал в плен в битве под итальянским городом Павия в 1525 г. Может, какое-то время французский монарх и «гостил» в башне, только молва о его «строгом содержании» со временем, видимо, была преувеличена.

Абрантос и Уседа
Вернемся же на улицу Майор, на Пласа-де-ля-Вилья. В глубине ее — построенный в XVI в. дом Сиснероса, в архитектуре которого переплелись разные стили — смешение, характерное для эпохи католических королей. Здание, в котором располагается сейчас Аюнтамьенто, отличают порталы и балконы в стиле барокко. Потолки в зале заседаний и кабинете алькальда расписаны фресками в XVII в. В 1787 г. архитектор Хуан де Вильянуэва пристроил к стороне, выходящей на улицу Майор, балкон, который служил для королей ложей во время пасхальных шествий. Фасад здания украшен большими колоннами в неоклассическом стиле, также сооруженными по проекту Вильянуэвы.

Прогулки по МадридуТаким образом, на небольшом пятачке, словно в архитектурном музее, сосредоточены образцы разных художественных направлений и стилей.

Улицу Майор замыкают два больших дворца, тесно связанные с историей Мадрида, — герцогов Абрантеса и Уседы.

Первый из них упоминается в 1555 г. в дарственном письме Филиппа II на имя члена королевского совета Антонио де Вальдеса, рыцаря ордена Алькантары. Дворец много раз переходил из рук в руки, пока в 1842 г. не стал собственностью герцога Абрантеса. Новый хозяин в 1846 г. реставрировал внутренние помещения, а в 1887 г. продал дворец итальянскому правительству под посольство. Сейчас здесь размещается Итальянский институт культуры.

Второй дворец, тоже в XVI в., построил амбициозный любимец Филиппа III герцог Уседа. В ту эпоху дворец был лучшим после Алькасара сооружением в Мадриде. Филипп V купил здание для Совета Кастилии. Потом здесь размещались Совет Индий (то есть колоний Испании в Америке), Верховный трибунал правосудия, а сейчас — Государственный совет и штаб мадридского военного округа.

Большая церковь Св. Франциска
Эта величественная церковь находится на периферии исторического центра, немного западнее церкви Св. Андрея. Она была возведена в конце XVIII в. когда монахи-францисканцы решили заменить свою старую скромную обитель новой, более импозантной постройкой. При ее возведении произошел ряд перипетий: первоначальный проект храма, выполненный Вентурой Веласкесом, был иноками-заказчиками отклонен, т.к. зодчий не предусмотрел большого размера купол, которого им хо-телось. Следующий архитектор, валенсиец Франсиско Кабесас, спроектировал желаемый купол, но, вступив в горячую полемику со своим предшественником, Веласкесом, в сердцах оставил работы, которые в итоге завершил Сабатини. Именно последнему архитектору принадлежит экстерьер церкви: прихотливо выпуклый двухордерный фасад с башнями-звонницами, плохо сочетающимися с высоким куполом Кабесаса.

За папертью открывается просторный притвор, ведущий к церковному залу кругой формы. Свод, диаметром в 33 м и расписанный Франсиско Байе, опирается на колоннаду, перед которой стоят статуи Апостолов. В боковых капеллах хранятся произведения видных художников — Франсиско Гойи ("Св. Бернардин Сиенский"; 1783 г.), Алонсо Кано, Маэльи, Байе и других.

Королевский дворец
Здание королевского дворца Алькасар не всегда было таким, каким оно предстает сейчас перед многочисленными туристами, которые ежедневно заполняют его залы.

В ночь под Рождество 1734 г., когда королевская семья находилась во дворце Буэн-Ретиро, старый Алькасар, построенный в Средние века и реконструированный при Карлосе I, сгорел почти дотла. В огне погибла богатейшая коллекция картин, другие редчайшие произведения искусства.

Филипп V заказал проект нового дворца одному из самых известных в то время итальянских архитекторов. На этот раз было решено построить дворец целиком из камня, чтобы обезопасить его от пожаров. Дерево использовали лишь для дверей и рам.

В 1737 г. были разобраны остатки Алькасара, а в апреле 1738 г. в торжественной обстановке в основание нового дворца был заложен первый камень, освященный архиепископом. Под камень положили свинцовую шкатулку с монетами, отчеканенными в Мадриде, Сеговии, Севилье, Мексике и Перу. В строительстве дворца приняли участие известные испанские архитекторы, которые постарались несколько «испанизировать» облик здания. И все равно считается, что нынешний дворец имеет итальянский вид снаружи и французский — внутри. На широком карнизе из белого камня намечалось установить скульптуры королей Испании, однако эта идея так и не была осуществлена.

Строительство шло довольно быстро по тому времени. Для перевозки камня из Гуадаррамы и Кольменара использовали тысячи быков и мулов. И все же только через 23 года король Карлос III смог поселиться в одной из частей дворца. Работы после этого продолжались еще почти четыре десятка лет и завершились в 1807 г.

В начале XX столетия во дворце были осуществлены кое-какие переделки, которые отнюдь не считаются удачными.

Вход во дворец открыт через Оружейную площадь, которая долгое время служила для церемоний смены королевского караула и военных парадов, привлекавших множество мадридцев. Широкая лестница ведет в салон, где в 1841 г. произошел кровавый бой между стражниками, охранявшими королевскую семью, и восставшими мадридцами. Сейчас этот салон украшен фламандскими гобеленами XVI в., рыцарскими доспехами, изготовленными лучшими итальянскими и испанскими мастерами (многие из них «детских размеров», предназначавшиеся для принцев). Обращает на себя внимание роспись потолка, выполненная по мотивам «Энеиды» Вергилия.

В Колонном зале, отличающемся пышным убранством, во времена Карлоса III проводились празднества и банкеты. В 1879 г. по случаю второй женитьбы Альфонсо XII были объединены три зала, которые образовали салон для торжественных приемов, где и сейчас король устраивает обеды по случаю приезда в Испанию глав государств.

Достопримечательность Колонного зала — три скульптуры (одни из немногих, сохранившихся после пожара 1734 г.). В этом зале, начиная с Карлоса III и кончая Альфонсо XIII, проводилась ритуальная церемония «омовения ног», когда в пасхальный четверг королевская семья и знатные дамы двора обмывали ноги 24 нищим старцам. Вместе с грязной водой после «омовения», разумеется, выплескивались и все грехи монархов. Конечно, ноги бродяг отмыть было невозможно, да короли и не старались, притрагивались к ним лишь пальчиком, брезгливо отвернувшись в сторо-ну, но сами монархи после этой мучительной для них процедуры счи-тались чистенькими. После восшествия на престол нынешнего короля Хуана Карлоса в эту игру во дворце уже не играют.

Николай Непомнящий, Андрей Низовский
Продолжение следует.

ЕЩЕ  Экспедиция
 


Свежие публикации:



Новые книги

Владимир и Суздаль

News image

С.О. Ермакова.Владимир и Суздаль.Владимир и Суздаль были столицами Древней Руси исторически короткий срок. Причем большую часть этого периода страна находилась под жестким игом монголо-татар. Несмотря ни на что, вклад двух ст...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Лондон

News image

Смена караула, пинта пива в пабе, красные автобусы и черные такси - кажется, что Лондон никогда не меняется. И лишь потом обращаешь внимание на новые небоскребы, изысканные рестораны и шикарные ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Атлантис Лайн

News image

"АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ"Россия, г.Москва, Новая Площадь, д.10тел. +7 495 787 25 10"ATLANTIS LINE SEA CRUISES"Russia, Moscow, Novaya Ploschad, 10tel. +7 495 787 25 ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры